ru en ўз
1 USD = 4154.36  
1 EUR = 4895.49  
1 RUB = 69.02  
ru en ўз
Главная / Наука / Востоковед Комилжон Рахимов: «Гений Ибн Сины возни...

Востоковед Комилжон Рахимов: «Гений Ибн Сины возник не на пустом месте»

     Гений Ибн Сины возник не на пустом месте, его появлению способствовали не менее великие представители бухарской медицинской школы, их произведения и методы лечения. Старший научный сотрудник-исследователь Института востоковедения Комилжон Рахимов изучил рукописи, хранящиеся в его фондах, повествующие о формировании бухарской медицинской школы в X веке. С некоторыми раскрывшимися ему тайнами истории он поделился с нашим изданием.

Первоначальная эпоха Возрождения после полуторавекового владычества арабов совпала с возникновением у народов Средней Азии государств, управляемых Саманидами (875–999 гг.), Караханидами (927–1211 гг.), Газневидами (977–1050 гг.) и Хорезмшахами (1097–1231 гг.). Оказавшие большое влияние не только на развитие нашей родины, но и всего мусульманского Востока и мира, великие ученые Муса аль-Хорезми (783–850 гг.), Ахмад аль-Фергани (797–865 гг.), Абу Наср аль-Фараби (873–950 гг.), Абу Райхон аль-Бируни (973–1048 гг.), Ибн Сино (980–1037 гг.) были выходцами из нашего края. Основанный на древнем научном наследии народов Средней Азии, а также на богатом научном опыте народов древнего Ирана, Индии, Китая, Мессопотамии, Греции и Рима, научный прогресс точных и естественных наук – математики, физики, астрономии, биологии, минералогии, химии, ботаники, в ряду которых находилась и медицина, достиг в этом регионе высоких степеней развития.

Имея давние и богатые традиции, медицина Средней Азии еще со времен, предшествовавших приходу ислама, имела широкое распространение. В священной книге зороастрийцев «Авесте», в частности, в ее первой книге «Вандидод», посвященной физическому и духовному очищению, наряду со сведениями о видах болезней, санитарии, гигиене, профилактике, методах лечения и описанием лекарств, отмечается важность медицины и высокое положение, занимаемое целителями в обществе.

В Х веке Мовароуннахр, будучи самым прогрессивным на мусульманском Востоке в экономическом отношении, имел высокоразвитое сельское хозяйство, внутреннюю и внешнюю торговлю, бурно развивающееся ремесленничество. В это время в Бухаре, превратившейся в политический и культурный центр Центральной Азии, имелось множество школ, медресе, мечетей, библиотек.

Это обстоятельство способствовало превращению Бухары в один из центров развития различных наук, что стало причиной появления в этой среде таких ученых с энциклопедическими знаниями, как Ибн Сино.

Как утверждает узбекский ученый-востоковед У. Каримов, появление Ибн Сины не было единичным случаем, его деятельность протекала в авторитетной научной среде, состоявшей из ученых различных направлений, в том числе и в области медицины. То есть, в эту эпоху в Мовароуннахре, в частности в Бухаре, еще до появления нашего земляка Ибн Сины, занимались медициной и писали значимые произведения в этой сфере многие знаменитые ученые.
Однако, по мнению У. Каримова, научное наследие предшественников и современников Ибн Сины – ученых в области медицины – хорошо не изучено, имена отдельных из них до сих пор остаются неизвестными.

По этой причине при изучении науки, в особенности истории медицины, очень важным представляется исследование научного наследия ученых, живших и работавших в научном сообществе Бухары в первый период возрождения Средней Азии до Ибн Сины, заложивших основы медицины Средней Азии в Х веке в период ислама.

Вначале необходимо остановиться на фактах, оказавших влияние на развитие медицины Средней Азии Х века, в частности, становление медицинской школы Бухары.

В прогрессе медицины наряду с другими направлениями науки и культуры в начальный период возрождения Средней Азии значителен вклад имеющего длинную историю медицинского наследия Мовароуннахра, медицинских школ Индии, Ирана, Греции. Это относится и к целительству в Средней Азии в доисламские времена, которое практиковало пять видов лечения – лекарственными растениями, окуриванием или паром, прижиганием, хирургическое лечение и лечение молитвами. В этот период табибы Средней Азии пользовались опытом целителей Индии и Ирана, в том числе Гандишопурской медицинской школы (III–VIII вв.).

Кроме этого, народы Средней Азии еще со времен, предшествовавших арабскому завоеванию, были хорошо знакомы с наукой Древней Греции, в том числе с достижениями медицины.

Во время происходящего культурного прогресса в арабском халифате, в особенности в период правления династии Аббасидов (750–1258 гг.), на его территорию, в том числе в Среднюю Азию, широко проникли теоретические и практические знания ученых Древней Греции в различных областях, в том числе и в медицине.

Кроме этого, в развитии медицинских знаний в Мовароуннахре в Х веке большую роль сыграли произведения ученых в области медицины из мусульманских стран, в частности Средней Азии и Ирана. В этом плане необходимо отметить важную роль ученых, появившихся в этом крае, и в первую очередь ученого-энциклопедиста и великого философа Абу Насра Фараби. Помимо множества произведений, относящихся к философии, логике, физике, астрономии, литературе, музыке и химии, он внес большой вклад в развитие медицины, в частности, анатомии человека и ветеринарии, созданием таких трактатов, как «Члены человеческого тела», «Возражения на разногласия Аристотеля и Галена по поводу членов человеческого тела», а также «Члены тела животных, их предназначение и скрытые силы». Трактат «Члены тела человека» Фараби, определивший медицинские цели и задачи Ибн Сины, показал, что он является его предшественником. Фараби обратил внимание на взаимосвязь человеческого организма и среды, показал зависимость духовного и физического состояния человека от окружающей среды».

Особый вклад в развитие медицины Мовароуннахра внес иранский ученый-энциклопедист, химик, ботаник, знаток медицины, математики, астрономии, логики, философии, литературы и музыки Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Рози (865–925 гг.). Прославившийся своим 30-томным произведением «Китоб ал-ховий фи-т-тиб» («Собрание знаний, относящихся к медицине») и рядом других медицинских произведений, он явился для ряда медиков Мовароуннахра учителем. Возможно, что в установлении связей этого ученого с научной средой Мовароуннахра, в том числе Бухары, стало то, что Рози пошел на службу к бухарскому правителю Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку (902–908 гг.), где работал главным врачом его лечебницы. Кроме этого, в «Чахор макола» Арузи Самарканди упоминается, что этот великий табиб совершил поездку в Бухару для лечения правителя Мовароуннахра Мансура ибн Нуха ибн Насра. Однако, из-за большой разницы между годами жизни Рози и годами правления Мансура I ибн Нуха (961–976 гг.) (автор «Чахор Макола» по всей видимости ошибся) можно предположить, что Рози во время этой своей поездки лечил Абу Насра Ахмада (914–943 гг.). Как бы то ни было, ясно, что этот визит великого табиба в Бухару привел к установлению его связей с местным медицинским сообществом. Об огромном влиянии этого ученого на развитие медицины Мовароуннахра свидетельствует то, что в среде его учеников встречается табиб по имени Муконии Бухари. Немаловажно, что Ахавайни Бухари считал Рози своим учителем, а Ибн Сино, познавая тайны медицины, вначале изучал произведения Рози, в частности, его «Китоб ал-ховий фи-т-тиб».

Упомянутые факты стали движущими силами прогресса медицины в Средней Азии в Х веке, что впоследствии подарило миру таких титанов, как Ибн Сино.

Одним из первых представителей медицинской школы Бухары можно назвать Абулкасыма Тахира ибн Мухаммада ибн Ибрагима Муконии Бухари, занимающего важное место в развитии медицины Средней Азии в эпоху ислама. Ахавайни Бухари пишет в своем произведении «Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб», что Абулкасым Муконии был непосредственным учеником Рози, а впоследствии, став учителем Ахавайни Бухари, внес большой вклад в его формирование в качестве ученого-медика. Однако сведения об Абулкасыме Муконии этим и ограничиваются, доныне нет достоверной информации о жизни и произведениях этого ученого. Исходя из данных о жизни Рози и Ахавайни, мы можем предположить, что Абулкасым Муконии жил в конце IХ – первой половине Х века.

Еще один представитель медицинской школы Бухары Х века ученик Муконии – Абу Бакр Рабиъ ибн Ахмад Ахавайни Бухари (ум. 983 г.). Он усваивал медицинские знания в родной Бухаре от Абулкасыма Муконии и здесь же занимался целительством. Как явствует из «Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб», остаток своей жизни он посвятил сохранению здоровья своих соотечественников. Мы не располагаем информацией о его пребывании в других городах и странах.

Ахавайни в трактате «Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб» в нескольких местах вспоминает Рози в качестве своего учителя. Также, по его упоминанию, он, будучи специалистом по изучению меланхолии и душевных болезней, прославился среди населения Бухары как «бижишки девонагон» (врач, исцеляющий одержимых). Ахавайни за свою 30-летнюю практику не только приобрел богатый опыт в изучении различных болезней, но и оставил после себя такие произведения, как «Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб» («Руководство для изучения медицины»), «Карободин» («Фармакопея»), «Китоби набз» («Книга о пульсе») и «Китоби ташрих» («Книга об анатомии»). Однако до нас дошел только трактат «Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб».

«Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб», будучи первым произведением по медицине на персидском языке, стало руководством для изучающих медицинскую науку и источником, дающим информацию о болезнях и лекарствах, применяющихся при их лечении. Это произведение состоит из трех частей и двухсот глав. В первой части повествуется о членах человеческого тела, типах темперамента, движении, месте, занимаемом пищей и напитками в здоровье человека. Вторая часть посвящена болезням и ранам, а также путям и способам их лечения, в третьей повествуется о пульсе, температуре, моче, а также средствам гигиены. Особо ценны в этом произведении сведения о душевных, нервных, глазных болезнях и сахарной болезни и путях их исцеления.
«Хидоят ул-мутааллимин фи-т-тиб» в рукописных копиях хранится в библиотеке Оксфордского университета, в библиотеке Фотиха и Маликской национальной библиотеке Стамбула.

Будучи одним из самых достоверных источников той эпохи и последующих времен, это произведение даже после создания «Аль конун фи-т-тиб» («Канон врачебной науки») Ибн Сины не утратило своего значения.

Авторитет и влияние Ахавайни в медицине средних веков были настолько высоки, что в главе, посвященной медицинской науке, трактата «Чахор макола» Арузи Самарканди рекомендует людям, желающим заниматься медициной, наряду с произведениями Гиппократа, Галена, Хунайна ибн Исхака, Закарии Рози, Ибн Сины, Джурджани, изучать произведения Ахавайни.

Еще одним из могучих представителей медицинской школы Бухары Х века является Абумансур Хасан ибн Нух Кумри Бухари. Он родился в начале Х века в кишлаке Кумра близ Бухары и примерно в 999 году скончался здесь же. С особым почтением к Кумри, бывшему тогда дворцовым лекарем правителей Мовароуннахра, относился Мансур I ибн Нух (961–976 гг.). Юный Ибн Сино обучался медицинской науке у престарелого Абумансура Кумри.
Как установил У. Каримов на основании исторических источников, перу Кумри приписывают следующие восемь произведений: «Китоб ал-гино ва-л-муно» («Полная и востребованная книга»), «Китоб ат-танвир фи-л-истилоҳот ат-тиббия» («Книга о медицинских терминах»), «Рисола фи амрод ас-садр» («Трактат о грудных болезнях»), «Рисола фи-л-ҳумаят» («Трактат о малярии»), «Мажмуа ал-адвия ал-муфрада» («Собрание односложных лекарств»), «Мақола фи-л-истисқо» («Слово о водянке»), «Мақола фи-л-буҳрон» («Статья о состоянии болезни бухрон») и «Китоб илал ал-илал» («Книга о причине болезней»).

Однако до нашего времени дошли только два из вышеперечисленных произведений – «Китоб ал-гино ва-л-муно» и «Китоб ат-танвир фи-л-истилохот ат-тиббия». «Китоб ал-гино ва-л-муно» состоит из трех разделов. Первый включает 120 глав, они посвящены всем болезням в теле человека и путям их излечения. Во втором разделе, состоящим из 42 глав, повествуется о внешних болезнях и путям их лечения, третий посвящен температуре и её разновидностям. Особую ценность для истории медицины составляют цитаты из произведений более 30 авторов, работавших на этой ниве, приведенные в этом произведении и предназначенные для врачебной практики. В книге же Кумри «Китоб ат-танвир фи-л-истилоҳот ат-тиббия» имеется пояснительный словарь медицинских терминов, поясняются более 800 терминов.

В наши дни десять рукописных копий произведения «Китоб ал-гино ва-л-муно» хранятся в библиотеках Азии, Африки и Европы, в том числе, один в Ташкенте, в Центре восточных рукописей Ташкентского государственного института востоковедения (под № 5708), а более 20 копий произведений «Китоб ат-танвир фи-л-истилоҳот ат-тиббия» и ее перевод на персидский язык, сделанный в ХVI веке Исмаилом ибн Мухаммадом Юсуфом Табибом хранятся в разных странах, в том числе, и в Узбекистане.

В ряду представителей медицинской школы Бухары Х века достойное место занимает еще один из учителей Ибн Сины, философ Абу Абдулла Хусейн Ибн Ибрагим ибн Хусейн ибн Хуршид Табари Нотили, который наряду с другими науками занимался и медициной. Хотя его жизнь связана с городом Нотил иранского Табаристана, однако иранский исследователь Али Сафари Аккала, опираясь на его произведение «Ислох аль-Хашойиш», утверждает, что Табаристан не является его родиной. Родившийся в первой половине Х века Абу Абдуллах Нотили некоторое время прожил в Басре, примерно в конце 80-х – начале 30-х годов Х века перебрался в Бухару, бывшую в то время одним из видных научных и культурных центров.

Некоторое время проживая в доме Абдуллаха Ибн Сино, бывшего государственным чиновником, он давал его сыну уроки логики, геометрии, астрономии, философии и медицины. Закончив в 990 году свое произведение «Ислох аль-Хашойиш», он преподносит его одному из высокопоставленных государственных деятелей Абу Али Симаджуру. Спустя некоторое время он уезжает из Бухары в Хорезм во дворец Маъмуна ибн Мухаммада (995–997 гг.).

«Ислох аль-Хашойиш» («Поправки к произведению «Лекарства») представляет собой поправки к арабскому переводу, выполненному в середине IХ века переводчиками Стефаном и Хунайном, и озаглавленному «Аль Хашойиш» («Лекарства») книги «De materia medica», написанной во второй половине I века римским фармацевтом и военным врачом Диоскаридом. Это произведение посвящено более 800 простейшим лекарствам, полученным из растений, минералов и животных и их медицинскому применению. Рукописная копия произведения «Ислох аль-Хашойиш» хранится в библиотеке Лейденского университета под номером Or. 289. Кроме этого, имеется упоминание о трех произведениях Нотили, не дошедших до нас. В их числе упоминаемый в произведении Абу Райхана Бируни «Памятники, оставшиеся от древних народов» медицинский труд Нотили «Камийят уль-умр ат-табиий» («Сколько длится естественная жизнь»). Помимо этого, Байхаки упоминает такие его произведения, как «Рисола ли тайфат фи-л-вужуд» («Пояснение к бытию и его разновидностям»), а так же «Рисола фи илм ал-иксир» («Трактат об алхимии»).

Еще один из ученых, творивших в медицинской сфере того времени, Хаким Майсари. Хотя не сохранилось никаких сведений о месте рождения и регионе, где он занимался научной деятельностью, иранские ученые, основываясь на том, что его единственное дошедшее до нас произведение «Донишнома» или «Донишномайи Майсарий» написано на хорасанском диалекте персидского языка, сделали вывод, что он был выходцем из Хорасана. Однако использование Майсари пословицы, распространенной среди персоязычных народов Ирана, смысл которой «Кто делает добро, получит добро» в форме «Бикун некий ва дареш андоз, ки рузе дар канорат овард боз» («Делай добро и бросай в море, однажды оно возвратит его тебе»), приведено в том варианте, который использовался в Мовароуннахре, в частности в Бухаре.

На языке персоязычного населения оно звучало так: «Шунудастам, ки гар некий ба Жайхун бияндозий биед з-у ба берун» («Как я слышал, если бросить в Джейхун добро, оно, возвратившись, выйдет из него»). Кроме того, персидское слово شنیده ام «шинидаам» (я слышал) в виде شنودستم «шунудастам» возникло не в Иране или Хорасане, а именно в Мовароуннахре. Написание и произношение в «Донишноме» персидского слова بوده ام «будаам» (был) в виде بودیم «будем» или شده ام «шудаам» (пребывал, завершил) при добавлении буквы و «вав», пишущееся в виде شودیم «шудем», в то время применялось исключительно в используемом в Бухаре языке фарси, доказывает, что Хаким Майсари родился и сформировался в городе Бухаре либо ее окрестностях или, по крайней мере, творил в бухарской среде.

Майсари в «Донишноме» сообщает, что закончил это произведение в 370/980 году, когда ему было 46 лет. Из этого можно сделать вывод, что он родился в 324/937 году. По-видимому, кроме медицинской науки Майсари изучал и математику с астрономией, поскольку в «Донишноме» он напоминает, что астрономия, математика, медицина и религия являются устоями знаний. Однако, медицина, являясь основным направлением деятельности Майсари, дала ему богатый опыт в лечении больных и приготовлении лекарств.

Произведение «Донишнома», известное также под названиями «Донишномайи Майсарий» и «Тибби Мансурий», является первым персидским стихотворным произведением, посвященным медицине. Служившая в свое время медицинской энциклопедией «Донишнома» давала исключительно ценную информацию о болезнях головы, тела, сердца, желудка, кишечника и печени, ранах, видах температуры, укусах животных и насекомых, отравлениях, а также средствах и способах их лечения. Кроме этого, Майсари в своем произведении ведет речь о способах психологического лечения людей, впавших в душевную депрессию. В написанной в стихотворной форме «Донишноме» в 4505 стихах-бейтах освещено 376 тем, относящихся к различным болезням и способам их лечения.

Единственный дошедший до нас рукописный экземпляр «Донишнома» хранится в Париже в Национальной библиотеке под номером R-997-0130.
Можно предположить, что еще один ученый в сфере медицины Абумансур Муваффак Али Хирави, живший в Х веке до Ибн Сины, также имел отношение к бухарской медицинской школе. Хотя из его биографии явствует, что он был из Герата, нет никаких сведений о том, в каком городе проходила его основная деятельность. Свое произведение «Ал-абния ан хакойик ал-адвия» он посвятил правящему в этот период в Мовароуннахре Мансуру ибн Нуху (961–976 гг.). А если бы он жил и творил вдали от столицы этого государства – Бухары, например, в Герате или в каком-либо другом городе Хорасана, то посвятил свое произведение одному из тамошних правителей. Отсюда вытекает, что, по крайней мере, в определенное время Хирави пребывал в Бухаре.

Абумансур Хирави родился в 895 году в Герате и скончался в 981году. Первоначально приступивший к изучению науки исцеления у себя на родине, он затем отправился в Индию, где глубоко изучил индийскую медицину и в своей дальнейшей деятельности широко использовал их методы. Хорошо зная персидский, арабский, хинди и греческий языки, Хирави был знаком с произведениями известных ученых этих народов, творивших в медицине.
Единственное известное произведение Хирави «Ал-абния ан хакойик ал-адвия» (Книга «Основы» о сущности лекарств»), являющееся первым трактатом, относящимся к фармакологии на персидском языке, было написано примерно между 961–976 годами. В этом произведении дана информация о 584 лекарственных средствах, а также месте и способах их применения, из которых 465, или 49%, готовятся из растений, 74, или 12,6%, – из минералов и 45, или 7,7%, – из сырья, получаемого из животных.

Это произведение, прославившееся как «Хакойик ал-адвия» («Сущность лекарств»), стало составной частью медицины, особенно фармакологии. Единственный экземпляр ее рукописи хранится в Венской библиотеке, она дважды в 1831–1833 и 1838 годах была переведена на латинский язык, а в 1893 году переведена на немецкий язык. «Ал-абния ан хакойик ал-адвия» была в 1966 году напечатана в Тегеране, а в 1989 году – в Душанбе.
В эту эпоху помимо перечисленных крупнейших представителей медицинской науки появилось множество знаменитых врачевателей. Среди них упоминаемые в источниках известные бухарские табибы Абу Тахир Ибрагим ибн Ахмад ас-Саид ат-Табиб, Абул Хусайн Ахмад ибн Мухаммад аль-Мутим аль-Ифрики и Мухаммад аль-Афзал ат-Турки. Как пишет историк Наршахи, наипервейшим среди табибов Бухары был человек по имени Кариха. Важно отметить, что поиски более полной информации о жизни и деятельности этих табибов, а также уточнение места, которое они занимали в медицинской науке, являются одной из задач, стоящих перед историками медицины.

Таким образом, во второй половине Х века, в особенности в период правления Мансура I ибн Нуха (961–976 гг.), активно поощрявшего развитие науки и культуры, в том числе уделявшего огромное внимание развитию медицины, сформировалась бухарская медицинская школа, прославившаяся такими своими могучими представителями, как Муконии, Ахавайни, Кумри, Нотили, Майсари и Муваффак Хирави. Начавший новую эпоху в прогрессе мировой медицины в начале ХI века великий ученый Ибн Сино, получив воспитание в этой среде, сформировался в качестве представителя этой школы.

Бухарская медицина оказала большое влияние на распространение медицинских знаний. Когда эта школа достигла высот своего развития, представители других наук также стали проявлять интерес к изучению медицины. В исторических источниках имеются сведения о том, что, бывший казием Самарканда факих Абу Хотим Мухаммад ибн Хибон ат ат-Тамими ад-Дорими аль-Бусти (883–965 гг.), слыл также ученым-медиком. А служивший в 914–942 годах во дворце Насра ибн Ахмада арабский путешественник, географ и поэт Абу Дулаф Мисъар ибн аль-Мухалхил аз-Хазражи аль-Янбуъи (Х в.) знал природные оздоровительные средства, необходимые для лечения больных, и методы их скорейшего излечения.

Нельзя не заметить влияние прогресса медицины на сложившуюся в конце Х – начале ХI веков на школу тасаввуфоведения Бухары. Так, прослеживаются темы, имеющие отношение к медицине, в произведениях великого тасаввуфоведа Мустамли Бухари, скончавшегося в 1043 году, посвященных теории тасаввуфа «Шарх ат-таъарруф ли-масхаб ат-тасаввуф» («Ознакомление с путем тасаввуфа»). В частности, в некоторых местах этого произведения даны сведения о патологии плеврита, комментируются его симптомы и последствия, описываются избыточность крови и сонная болезнь, а также их лечение.
В произведении «Шарх ат-таъарруф ли-масхаб ат-тасаввуф» приводятся сведения, что при ампутации, то есть, отрезании у больного руки, ноги или другой части тела, ему давалось «усыпляющее снадобье» – наркоз. Сообщение Мустамли в этом произведении о различных способах, используемых индийскими лекарями для укрепления иммунитета человека от разных видов отравлений, показывает, что в Средней Азии, в частности в Бухаре, табибы были хорошо знакомы с опытом индийской медицины.

В этом небольшом исследовании о жизни и практике ученых-медиков, живших в эпоху начального Возрождения Средней Азии и творивших в научной среде Бухары до Ибн Сины, мы пришли к следующим заключениям:

1. В Средней Азии появление таких всемирно известных ученых-медиков, как Ибн Сино, не было единичным случаем, в Мовароуннахре, в частности в Бухаре, медицина и до него была достаточно развита. Тогда жили и творили многие знаменитые ученые в области медицины, написавшие значимые произведения в этой области.

2. Основой прогресса медицины в эпоху раннего Возрождения Средней Азии стало, во-первых, медицинское наследие народов Мовароуннахра, имеющее долгую историю, во-вторых, богатый опыт медицинских школ Индии, Ирана и Греции.

3. Произведения и деятельность ученых – выходцев из Средней Азии и Ирана сыграли большую роль в развитии медицинских знаний в Х веке и послужили основой для медицины в период ислама. Так, если наш земляк Абу Наср Фараби, помимо множества трудов по философии, логике, физике, астрономии, литературе, музыке и химии, написавший ряд трактатов по медицине, в частности по анатомии человека и болезням органов тела человека, занимает важнейшее место в создании основ теории медицины, то иранский ученый-энциклопедист Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Рози, ставший учителем целого ряда мовароуннахрских ученых в сфере медицины, внес большой вклад в развитие медицины этого региона, в частности, в появление на нашей родине многих ученых в области медицины.

4. Вышеперечисленные факторы во второй половине Х века, в особенности в период правления Мансура I ибн Нуха (961–976 гг.), активно поддерживавшего развитие науки и культуры, в том числе медицины, привели к формированию бухарской медицинской школы, получившей известность такими прославленными представителями, как Муконии, Ахавайни, Кумри, Нотили, Майсари, Муваффак Хирави. Начавший новую эпоху в прогрессе мировой медицины в начале ХI века, великий ученый Ибн Сино, получив воспитание в этой среде, сформировался в качестве гениального представителя упомянутой школы.

5. Бухарская школа медицины оказала большое влияние на распространение медицинских знаний. Ее достижения привели к тому, что среди представителей других наук также возрос интерес к изучению медицины. Бесспорно также влияние прогресса медицины на сложившуюся в конце Х – начале ХI веков школу тасаввуфоведения Бухары. В произведениях великого тасаввуфоведа Мустамли Бухари, скончавшегося в 1043 г., прослеживаются темы, имеющие отношение к медицине. Например, в посвященном теории тасаввуфа «Шарх ат-таъарруф ли-мазхаб ат-тасаввуф» («Ознакомление с путем тасаввуфа»), говорится о причинах ряда заболеваний, симптомах, последствиях и методах их лечения.


  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики