ru en ўз
1 USD = 8069.29  
1 EUR = 9403.14  
1 RUB = 136.26  
ru en ўз
Главная / Общество / Председатель Верховного суда Козимджан Камилов отв...

Председатель Верховного суда Козимджан Камилов ответил на вопросы наших читателей

Все вопросы, поступившие на проект «Временно доступен» для председателя Верховного суда Республики Узбекистан Козимджана Камилова, мы передали адресату. Он внимательно ознакомился с каждым из них. Однако ввиду специфики тематики и соблюдения норм о невмешательстве в судебный процесс, а также необходимости при рассмотрении конкретных дел подробного изучения материалов дела, мы решили отказаться от публикации вопросов по конкретным делам, оставив это для очных консультаций обращавшихся к юристам и судьям. В материал вошли вопросы и ответы только на обращения, касающиеся общих проблемных вопросов организации деятельности судов.

Леонид Хван, воспользовавшись случаем, задал председателю Верховного суда сразу несколько вопросов.

Леонид Хван: – Как известно, в настоящее время идет работа над внедрением программного обеспечения по публикации решений экономических судов в сети Интернет. Ввиду важности этого проекта хотелось бы узнать, когда можно будет ознакомиться на сайте Верховного суда с концепцией и функционалом этой программы? Это ведь информация из разряда «открытых данных» и она имеет важное исследовательское значение. Хотелось бы свериться с отдельными вопросами концепции разработчиков по публикации судебных актов для целей системного отражения международного опыта раскрытия информации о деятельности судов. Кроме того, предлагается провести на эту тему международный научный «круглый стол», т. к. данный вопрос носит стратегический характер для судебной системы, и стоит обсудить все детали публикации судебных актов.

Козимджан Камилов: – Публикация решений экономических судов в сети Интернет будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке размещения решений экономических судов на официальном веб-сайте, утвержденным Президиумом Высшего хозяйственного суда Р№-30 от 23 февраля 2017 года.

С целью реализации этого проекта, председателем Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 16 мая 2017 года утверждено Техническое задание на разработку и внедрение программного обеспечения по публикации решений экономических судов в сети Интернет, которое получило экспертное заключение Министерства развития информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан №ЭЗ-18-8/2835 от 10 мая 2017 года и рекомендовано к исполнению. В настоящее время проект находится на стадии разработки.

Программное обеспечение по публикации решений экономических судов в сети Интернет (далее – ПО «Публикация решений») будет взаимодействовать в автоматическом режиме с ИС «E-XSUD», которая применяется в качестве системы электронного судопроизводства и внутреннего документооборота в экономических судах.

Судебный акт будет прикрепляться в ИС «E-XSUD» принявшим его судьей (докладчиком) в срок, не превышающий 5 дней со дня его принятия, до передачи подлинника судебного акта в канцелярию для его направления сторонам. Затем документ автоматически появится в Едином реестре решений экономических судов в ПО «Публикация решений» и опубликуется на официальном веб-сайте.

В свою очередь, ПО «Публикация решений» разрабатывается с максимально удобным и понятным для пользователей информации интерфейсом, в частности, будет возможен поиск по словам и словосочетаниям (ключевым словам), находящимся в текстах судебных актов и др.

На веб-сайте будут размещаться окончательные судебные акты экономического суда первой инстанции, которым разрешен спор по существу, то есть решения, дополнительные решения, определения, а также постановления судов апелляционной, кассационной инстанций, судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда, Президиума Верховного суда.

Судебные акты, не являющиеся окончательными (определения о подготовке дела к рассмотрению, об отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, об обеспечении иска, о замене ненадлежащей стороны и др.), а также судебные приказы на веб-сайте размещаться не будут.

Судебные акты, принятые по следующим категориям дел, также не подлежат размещению на веб-сайте:

• связанные с государственным секретом, коммерческой тайной, банковской тайной или иной охраняемой законом тайной;

• касающиеся национальной безопасности;

• связанные с семейно-правовыми отношениями;

• об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

• о приостановлении операций по счетам в банках;

• в которых имеются сведения о месте жительстве физического лица, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер государственной регистрации транспортных средств;

• в которых имеются сведения о недвижимом имуществе, не касающиеся предмета спора.

В случаях обращения участников судебного разбирательства с ходатайством (письменно или устно) о неразмещении судебного акта на веб-сайте, если имеются достаточные основания для этого, судебный акт на веб-сайте не размещается.

Если такое ходатайство подано после размещения судебного акта на веб-сайте, оно исключается из Единого реестра решений экономических судов путем отметки в ИС «E-XSUD» причины неразмещения на веб-сайте этого судебного акта.

Леонид Хван: – Почему эта программа включает только решения экономических судов? Публикация решений гражданских или административных судов не менее важна, в том числе для целей поддержки граждан страны в их поиске положительных примеров отстаивания своих прав и интересов. Граждане страны в отличие от бизнеса часто не имеют финансовой возможности нанимать адвокатов (представителей), чтобы грамотно формулировать свои правовые аргументы, и судебное решение помогло бы им увидеть главное, на что следует обращать внимание. Особенно это полезно в т. н. массовых, типовых делах (семейное право, сфера ТЧСЖ, административные дела). Очень актуально это сделать для административных судов, которые начинают функционировать в стране в новом организационном формате. Публикация их решений помогла бы изначально увидеть их ошибки и корректировать оценку судебной практики силами независимых исследователей.

Казимджан Камилов: – ПО «Публикация решений» на первом этапе будет охватывать судебные акты только экономических судов по причине наличия на данный момент информационной системы электронного судопроизводства только в экономических судах.

Однако сейчас ведется активная работа по созданию систем электронного судопроизводства и внутреннего документооборота в остальных судах, в том числе административных и по гражданским делам.

Следует отметить, что в структуру создаваемого ПО «Публикация решений» заложена возможность расширения и интеграции с информационными системами других судов с целью публикации их судебных актов в сети Интернет.

Леонид Хван: – Мы слышали, что разрабатывается также «Национальный аппаратно-программный комплекс аудио-, видеофиксации и ее интеграции с системой видеоконференц-связи». Однако информация о том, что в функционал программы внесена такая опция, как «создание возможности редактирования протокола как во время судебного процесса, так и после», вызывает очень серьезные опасения. Во-первых, это противоречит другим целям программы «обеспечение полной и точной фиксации судебных заседаний» или «ведение текстовых протоколов заседания с большой точностью». Во-вторых, цифровая звукозапись всех событий в зале суда исключает возникновение таких ошибок, которые требуют редактирования протокола, тем более после судебного процесса. В действующем пока (жестком) формате УПК и ГПК такое еще допустимо, при этом право участников процесса подавать замечания на протокол всегда было ограничено разумными сроками и обстоятельствами. Однако в цифровом формате это наводит на другие мысли: зачем вносить такие изменения, какой характер они носят, как об этом узнают другие участники процесса и т. п. Какова ваша позиция по этому аспекту программы?

Казимджан Камилов: – В данный момент в соответствии с Техническим заданием на разработку и внедрение Аппаратно-программного комплекса аудио-, видеофиксации и ее интеграции с системой видеоконференц-связи, утвержденным председателем Высшего хозяйственного суда от 16 мая 2017 года и рекомендованным к утверждению экспертным заключением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, ведется разработка вышеупомянутого комплекса аудио-, видеофиксации.

В ходе реализации проекта предприняты меры по минимизации человеческого фактора, однако исключить его полностью не представляется возможным. Так, сведения об участниках процесса, состав суда, номер дела и прочие обязательные реквизиты протокола вносятся в систему секретарем судебного заседания. Функция возможности редактирования протокола необходима в случае исправления допущенных ошибок при вводе данных. Ваши опасения по поводу данной опции напрасны, так как к устным заявлениям и ходатайствам лиц, участвующих в деле, показаниям свидетелей, разъяснениям экспертов и словам судьи функция редактирования не применима.

При аудио-, видеофиксации судебного заседания в протоколе указываются инициалы и другие необходимые данные выступающего участника судебного заседания, зафиксированные данные (моменты выступления участников судебного процесса) не пишутся в протоколе в письменном виде, вместо этого указывается ссылка на аудиовидеофайл с указанием отрезка времени. Аудио-, видеофайл процесса записывается на переносной хранитель информации и прикладывается к протоколу.

Леонид Хван: – Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу возможности изменения к компетенции административных судов. Сейчас им предоставлена возможность рассматривать дела, вытекающие из Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, и дела, связанные с обжалованием административных актов. Однако такое совмещение носит методологическую ошибку – идея административной юстиции совершенно иная. Надо учесть, что это первые шаги, и важно в этом вопросе принять иное решение: дела, связанные с КоАО РУз, можно без ущерба для целей правосудия передать уголовным делам (согласно теории административного права, это как раз их компетенция), а административным судам оставить лишь дела, вытекающие из административных исков (обжалование административных актов).

Казимджан Камилов: – В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Республики Узбекистан № УП-4966 от 21 февраля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» с 1 июня 2017 года административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов, рассматривают административные споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

В настоящее время Верховным судом совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями разрабатываются проекты Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, а также закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Турабек Баймирзаев: – Ассалому аллейкум! Ответьте, пожалуйста, в какой суд обратиться гражданину Республики Узбекистан на противоправные действия (которые могут быть совершены) на меджлисах принимаемыми решениями, указами или поручениями хокимов областей и городов?

Казимджан Камилов: – Любой гражданин Республики Узбекистан вправе обратиться в административный суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа или органа самоуправления граждан, незаконным действия (бездействия) их должностных лиц, если он считает, что оспариваемый акт полностью или в определенной части (отдельном положении) не соответствует законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы, а также незаконно возлагает на него какие-либо обязательства или создаёт другие препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.

Вахид Мухитдинов: – Уважаемый Казимджан Фазилович, обращаюсь к вам по поводу коррумпированности и сговора судей в гражданских судах судебной системы Узбекистана. Я, В. Мухитдинов, предприниматель, уже 5 лет не могу доказать свою правоту и законность покупки через биржу недвижимости объект, принадлежавший КХСИТФК, проданный по решению Хозяйственного суда Наманганской области за долги по налогам, перед бюджетом и прочими хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан. Это предприятие является 100% государственным, для судебного разбирательства без оплаты пошлины в размере около 100 млн сумов незаконно вовлекла ТПП Наманганской области. ТПП Наманганской области не имела на это никаких прав. Палата предпринимателей создана для защиты прав предпринимателей, а не уклонения государственного предприятия от госпошлины за судебное разбирательство, принимая в свои ряды госпредприятие!!! Конституционный суд Республики Узбекистан письменно дал четкое разъяснение о незаконности этого беспрецедентного случая, которое я предъявил Ферганскому областному суду по гражданским делам, но суд игнорировал данный довод, помимо этого все мои доводы, основанные на законодательстве Узбекистана, были проигнорированы. Помимо этого, все судебные заседания проводились с нарушением, не принимая в учёт наши доводы, более того, были уничтожены все наши письменные доводы о незаконности подачи иска и принятия судьями незаконного решения! Я устал доказывать судьям, что я, как добросовестный покупатель (ст. 229 Гражданского кодекса Узбекистана), являюсь неоспоримым владельцем купленного мной объекта. Этот объект куплен за 428,0 млн сумов, все обязательства я выполнил без нарушения, после покупки инвестировал в этот объект около 2 млрд сумов и трудоустроил более 50–60 человек.

Хозяйственный суд принял решение в 2012 году о неправомерности подачи иска со стороны КХСИТФК, и оно имеет законную силу, но гражданский суд, не учитывая решение хозяйственного суда, принял на рассмотрение данное исковое заявление при содействии Палаты предпринимателей Наманганской области. А разве решение Хозяйственного суда Республики Узбекистан не имеет юридической силы???!

Прошу вас разобраться в данной ситуации, поставить заслон этому коррумпированному явлению со стороны гражданского суда и вышеуказанных работников вашего ведомства. 

Казимджан Камилов: – В обращении указано, что суды по гражданским делам рассматривают спор, несмотря на наличие решения хозяйственного суда от 2012 года о неправомерности подачи иска, о несогласии с действиями Торгово-промышленной палаты Наманганской области по оказанию содействия КХСИТФК в подаче иска без оплаты государственной пошлины в размере около 100 млн сумов, а также несогласии с действиями судей (обвиняются в сговоре с истцом КХСИТФК, коррумпированности).

В соответствии со ст. 1 ГПК Республики Узбекистан, каждому гарантирована судебная защита его прав и охраняемых законов интересов. Законом Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате» территориальным подразделениям ТТП предоставлено право на обращение в суд с иском в интересах членов палаты.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит такого основания для отказа в принятии искового заявления, как наличие вступившего в законную силу решения хозяйственного суда.

Таким образом, как ТПП, так и судом нарушений законодательства не допущено.

Кроме того, правильность и обоснованность судебных постановлений были предметом изучения, и письмом Верховного суда № 12-365-17 от 13 июля 2017 года заявителю дан соответствующий ответ.

Доказательства сговора судей и коррумпированности заявителем не представлены.

Рахмат Рахимов: – Суд несмотря на представленные доказательства, показания свидетелей отказал мне в удовлетворении моего права на наследство по закону в квартире, оставленной после смерти моей матерью. Из-за ошибки, допущенной в ЗАГСе в 1946 году, получилось, что у меня с родителями разные фамилии. Сейчас не хочу вдаваться в подробности, но в деле были заинтересованные лица, которые по решению суда и унаследовали квартиру. Самое обидное для меня в этом деле то, что по факту суд признал, что мои биологические родители не являются таковыми, а меня – нечестным человеком, подделавшим документы. Мне 75 лет, и я хочу справедливости!

Казимджан Камилов: – В обращении указано, что из-за различного написания фамилии в документах, заявитель проиграл суд. В соответствии с действующим законодательством, основным документом, содержащим данные о человеке, является актовая запись о рождении. На основании этой записи выдаются документы, удостоверяющие личность, – свидетельство о рождении, паспорт, а впоследствии, на основании документов, удостоверяющих личность, составляются все другие документы. В связи с чем Рахматову Р. рекомендуется обратиться в отдел ЗАГСа по вопросу исправления ошибок в написании его фамилии, после чего привести все остальные документы в соответствие.

А что касается решения суда, то вы теперь должны оспаривать его в вышестоящих инстанциях. Я уверен, что справедливость восторжествует!
  • Мухитдинов Вахид | 19 Августа 2017, 17:16 | #

    Уважаемый Председатель Верховного Суда!!! Обращаюсь к Вам по поводу коррумпированности в судебной системе Узбекистана,в частности в судах по Гражданским делам(уже несколько десятков раз!!!) Гражданский суд во главе Х.Едгорова в сговоре с другими коррумпированными судьями: Ж.Худойназарова,А.Ахмедова,Ж.Карабаева,А.Шкурова,О.Назарова,А.Эранова на протяжении 5 лет выносят незаконные решения в отношении моего дела по покупке объекта через биржу недвижимости от 08.08.2012 г. Данное дело было заказано Б.Юсуповым бывшим хокимом Наманганской области,так как это место предназначалось кому то из чиновников из хокимията,за бесценки путём снижения цены до нулевой стоимости. Суд на протяжении 5 лет выносит незаконные решения мотивируя абсурдными,глупыми аргументами не считаясь с моими доводами основанными на законодательстве Респ.Узбекистан,каждый из вышеуказанных судей выносили неправомерные решения,которые впоследствии опровергались вышестоящими инстанциями,Х.Едгоров и А.Эранов стоят у истоков незаконных решений и теперь,даже после подачи обжалования в надзорном порядке Х.Едгоров не учитывая мои достоверные факты незаконности решения со стороны обл.судов,опять вынес абсурдное незаконное решение в пользу третьих лиц.Он это делает намеренно,принципиально,подхалимничая чиновникам,которые заказали это дело!!! Я не вижу перспективы правосудия в судебной системе Узбекистана,так как я не нарушил ничего купив объект на бирже недвижимости! Х.Едгоров судья из той коррумпированной категории,который невзирая на клятву,будет переступать все принципы правосудия!!! Торгово промышленная палата Наманганской области незаконно привлечена со стороны 100%государственного предприятия,тем самым уводя предприятие от государственной пошлины в размере 90 миллионов.ТОРГОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА УЗБЕКИСТАНА СОЗДАНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ А НЕ УВОДИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ГОС.ПОШЛИНЫ. Конституционный суд Респ.Узбекистан письменно разъяснил о неправомерности принятия ТППП в свои ряды гос.предприятие,тем самым защищать интересы гос.предприятия в судах Узбекистана. Статья 229 гражданского кодекса полностью гласит о том,что добросовестный покупатель является правообладателем предмета спора!!! Есть ещё доводы несколько десятков,но Х.Едгоров упёрся и все время твердит одно и тоже,утверждая абсурдный довод,о 51% принадлежности государству доли,и незаконной продажи со стороны БЮРО объекта, по решению Хозяйственного суда Наманганской области за долги перед государством по налогам и перед другими хоз.субъектами. Это явно видно,что Х.Едгоров действует по принципу:мне наплевать на законы и указы Президента Респ.Узбекистан. Хозяйственный суд Наманганской обл.куда обращалось предприятие с аналогичным иском,отклонил иск и принял решение о правомерности сотрудников БЮРО,кроме этого прокуратура Наманганской обл.дважды письменно подтвердило о правомерности сотрудников БЮРО. Однако Гражданский суд,отмёл все это и принял на рассмотрение данного незаконного иска,по заказу чиновников из АО УЗАВТОЙУЛ и бывшего хокима Наманганской обл.Б.Юсупова.С 2012 года по сей день вышеуказанные КОРРУМПИРОВАННЫЕ СУДЬИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА играют в грязные игры,вынося незаконные абсурдные,противоречащие законодательству Респ.Узбекистан решения. В своём очередном незаконном решений в надзорном порядке от 13.07.2017 года за номером 12-365-17 он утверждает запутывает логичный ход дела лжеаргументами: 1) объект оценён 585738379 сум,а продан за 427965900 сум,исполнитель БЮРО действовал по утверждённому уставу Мин.юстиции Респ.Узбекистан от 28.11.2006 г. за номером 1643 где утверждается: основанием для выставления торгов и продажи является ликвидационная оценка имущества!!! 2) в следующим очередным враньем и подтасовкой фактов своим он утверждает: сотруднику БЮРО было предложено о замене данного объекта на другое имущества,на что сотрудник Департамента не обратил внимания...НИГДЕ НИ В КАКИХ ПАПКАХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ О ЗАМЕНЕ ИМУЩЕСТВА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО И НЕ БЫЛО,МЫ ОБ ЭТОМ НА КАЖДОМ СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ ТРЕБОВАЛИ ПОКАЗАТЬ,НО СУДЬИ НЕ ОБРАЩАЛИ НА ЭТО ВНИМАНИЕ,Х.ЕДГОРОВ ЭТО ВРАНЬЁ И ЗАПУТЫВАЮЩИЙ ФАКТ ПИШЕТ УЖЕ В ТРЕТИЙ РАЗ!!! 3) Х.ЕДГОРОВ ВРЕТ И ПУТАЕТ ЛОГИЧЕСКИЙ ХОД ДЕЙСТВИЯ ОПЯТЬ ЖЕ УТВЕРЖДАЯ: ИМУЩЕСТВО НЕ ПОДЛЕЖИТ АРЕСТУ ИЛИ ОТЧУЖДЕНИЮ,ДАНО ЛИШЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ,ОСНОВЫВАЯСЬ НА УСТАВ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПУНКТА 17,18 ЭТО ОПЯТЬ ОЧЕРЕДНОЕ ВРАНЬЁ ИЛИ ОН НАСТОЛЬКОЙ ТУПОЙ,ЧТО НЕ ПОНИМАЕТ ЭТИ ПУНКТЫ КАСАЮТСЯ ТОЛЬКО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ!!! ВСЕ ЭТИ ЕГО ДЕЙСТВИЯ ГОВОРЯТ,О ТОМ ЧТО ОН ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО В ДАННОМ ДЕЛЕ СОВМЕСТНО С ВЫШЕУКАЗАННЫМИ ЧИНОВНИКАМИ!!! Прошу Вас оградить меня от этих КОРРУМПИРОВАННЫХ ЛЖЕСУДЕЙ,для которых подхалимаж третьим лицам стоит на первом плане,при которых не будет никогда правосудие в судебной системе!!! Вмешаться в этот беспрецедентный случай беззакония,обеспечить правосудие через других компетентных судей,разрешить данную ситуацию,так как я на этот объект проинвестировал около 2 миллиардов сум,трудоустроил около 70 человек на данном объекте,кроме этого на протяжении 5 лет бегаю по судам вместо занятия предпринимательством из-за этих КОРРУМПИРОВАННЫХ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ЛЖЕСУДЕЙ,которые переступили все грани нечеловечности и подталкивают на радикальные меры в отношении их,так как я уже устал бороться с этим вертепом и беспределом! С уважением В.Мухитдинов

  • Мухитдинов Вахид | 20 Августа 2017, 20:29 | #

    Ерунда, то что он отвечает!!!

  • Мухитдинов Вахид | 21 Августа 2017, 12:24 | #

    Ерунда все это,началось массовое запудривание и одурачивание народа глупыми и тупыми ответами,которые претят законодательству Респ.Узбекистан! Этот человек тоже погрязший в коррупции и сговоре как и его коллеги!!! ИМХО

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.