ru en ўз
1 USD = 8058.77  
1 EUR = 9515.8  
1 RUB = 140.84  
ru en ўз
Главная / Общество / Азиз Абдухакимов: «За последние месяцы многое изме...

Азиз Абдухакимов: «За последние месяцы многое изменилось»

Отвечая на вопросы проекта «Временно доступен», министр занятости и трудовых отношений Азиз Абдухакимов подробно остановился на таких актуальных проблемах, как трудоустройство населения, выпускников колледжей, безработных, лиц, нуждающихся в особых мерах поддержки. В своих ответах министр рассказал об инновационных подходах, внедряемых государством для поддержки таких людей, в частности, остановился на проектах по созданию негосударственных центров по профессиональной подготовке и адресной программы по поддержке стартапов выпускников колледжей и вузов. Обо всем этом – в нашей подборке.

Magnat Uz: – «Принеси трудовой договор и получи диплом. У тебя будет диплом, у нас будет план», – вот решение. Коротко так можно описать то, что получилось на практике от внедрения в колледжах четырехсторонних договоров, согласно которым учащимся выпускных курсов должны содействовать в обеспечении местами для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства. А планируется ли что-нибудь сделать, чтобы действительно поддержать выпускников колледжей и вузов в трудоустройстве? Чтобы это было не на бумаге, а на практике?

Азиз Абдухакимов: – На первых порах описанная вами практика имела место, особенно в отдельных районах, где имеющиеся рабочие места, объекты производства и социальной сферы не обладали достаточным потенциалом, чтобы удовлетворить потребности в рабочих местах. Кроме того, к сожалению, не все ответственные работники на местах правильно понимают суть и сущность проводимой работы по трудоустройству выпускников.

Однако сейчас многое изменилось. Президент республики Ш.М. Мирзиёев на итоговом заседании правительства 14 января 2017 года на конкретном примере густонаселенного Алтынкульского района Андижанской области указал ясный и четкий путь решения задач трудоустройства выпускников профессиональных колледжей.

Правительством принят целый комплекс мероприятий, стимулирующих работодателей добросовестно обеспечивать учащихся местами для прохождения практики и принимать выпускников колледжей и вузов на работу.

Наряду с механизмом четырехсторонних договоров внедрены различные льготы и преференции для предприятий, трудоустраивающих выпускников. Так, при заключении микро-фирмами и малыми предприятиями трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений республики предельный норматив среднегодовой численности занятых работников увеличивается в размере до 50%, за ними сохраняются льготы, гарантии и права, предусмотренные для микро-фирм и малых предприятий. Выпускники, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, освобождаются сроком на 6 месяцев от уплаты налоговых платежей.

Министерство занятости и трудовых отношений запустило систему college.mehnat.uz, через которую ведется мониторинг обеспечения занятости выпускников профессиональных колледжей на 2017 год. В данную систему вводятся данные всех выпускников колледжей по всей республике на основании идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС), после чего проводится системный анализ их трудоустройства. В систему введены почти все выпускники, а их в этом году почти 456 тыс., что даст нам возможность выявлять факты необеспечения трудоустройства выпускников и принимать дополнительные меры по их трудоустройству.

Результативной формой содействия трудоустройству выпускников колледжей и вузов стали ярмарки рабочих мест. Кстати, новшеством стало предоставление участникам ярмарок рабочих мест возможности продемонстрировать потенциальным работодателям полученные во время учебы в колледже трудовые навыки. Для этого при проведении ярмарок рабочих мест создаются площадки, где размещаются различные станки, машины и оборудование, в частности, организованы места для демонстрации навыков выпускниками колледжей, таких, как кладка кирпича, проведение малярных, сварочных работ, монтажа сантехнических изделий, навыков кройки и шитья, парикмахера, работника общепита, кондитера, изготовления ремесленных изделий, ремонта электроприборов и т. д.

Большое внимание уделяется вовлечению выпускников в предпринимательскую деятельность. Для этого в текущий учебный процесс колледжей и лицеев включены два вида учебно-практических курсов, в доступной форме объясняющих их выпускникам как можно стать предпринимателем, эффективно используя все ресурсы, созданные государством для поддержки начинающих бизнесменов. В Интернете работает специальный портал «Создай свой бизнес», на котором в качестве примера можно найти ранее одобренные и профинансированные банками бизнес-проекты, истории успеха выбравших этот путь. Подготовлены и распространены видеоматериалы по организации собственного дела в реальных условиях. В этих материалах на конкретных примерах раскрывается процесс выработки у выпускника собственной бизнес-идеи.

Еще одна мера поддержки – стимулирование выпускниками начала собственного бизнеса, в частности, с 5 по 16 июня т.г. в целях обеспечения занятости, широкого привлечения в предпринимательскую деятельности и оказания финансовой поддержки бизнес-идеям выпускников высших и средних специальных профессиональных образовательных учреждений проводятся во всех регионах страны стартап-недели, в рамках которых выпускникам создаются все необходимые условия для реализации своих инновационных идей и успешного начала своего бизнеса.

Внедрена система «Бизнес-ангелы», когда успешные и финансово состоятельные предприниматели проводят отбор наиболее успешных бизнес-идей и проектов, предлагаемых выпускниками колледжей и лицеев, и берут полностью на себя риск их реализации, в том числе путем их прямого финансирования, выдачи поручительств и гарантий, предоставления в залог своего имущества под кредиты банков, оказывают иную помощь и содействие молодым предпринимателям в развитии их бизнеса. Действенным стимулом является и внедренная в порядке эксперимента в Ташкенте новая схема микрокредитования начинающих бизнесменов, которая устанавливает льготные условия для выпускников. Вовлечение выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность имеет мультипликативный эффект для решения проблем занятости, так как по опыту предыдущих лет выявлено, что выпускник, начавший свой бизнес, также трудоустраивает в среднем 2,4 человека, чаще всего своих же сверстников.

Хочу отметить, что в недавно принятом Указе Президента нашей страны от 24 мая 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» и постановлении о мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений предусмотрены принципиально новые рычаги содействия выпускникам в трудоустройстве:

во-первых, с 1 января 2018 года снижается установленная ставка единого социального платежа для впервые трудоустроенных выпускников колледжей, лицеев и вузов в частном секторе, в течение первого года после их трудоустройства – на 50%, а в течение второго и третьего годов их работы – на 25%;

во-вторых, для того чтобы предотвратить факты приписок трудоустройства выпускников колледжей, после получения паспорта им присваивается т.н. ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). Отслеживание движения поступлений взносов социального страхования по ИНН позволяет точно установить, был ли выпускник трудоустроен, и, соответственно, принять необходимые меры по их гарантированному трудоустройству.

Марат Хабибуллаев: – Теперь Министерство труда называется Министерством занятости и трудовых отношений. Это значит, что теперь во главу угла деятельности министерства ставится обеспечение занятости населения. Хотелось бы знать, а раньше кто-нибудь у нас в стране этим вопросом занимался, и что делалось конкретно. Также меня интересует, что изменится с созданием министерства, что будет оно делать в этом направлении?

Азиз Абдухакимов: – Вопросы занятости, равно как и трудовых отношений, всегда относились к компетенции Министерства труда, независимо от того, как оно называлось. До 1993 года этими вопросами занимался Государственный комитет по труду и социальным вопросам, с 1993 по 1998 годы – Министерство труда, с 1999 по 2015 годы – Министерство труда и социальной защиты населения, с 2016 года – Министерство труда, с мая 2017 года – Министерство занятости и трудовых отношений.

Основными задачами и направлениями деятельности министерства определены анализ фактического состояния рынка труда, координация реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, содействие в трудоустройстве незанятых граждан, а при необходимости их профессиональной переподготовки, ведение Национальной базы вакансий, обеспечение соблюдения требований законодательства в области охраны труда и занятости, осуществление мониторинга за своевременной выплатой пособий малообеспеченным семьям, разработка индивидуальных программ по их выводу из малообеспеченности, а также другие функции, включая разработку нормативно-правовых актов и проведение информационно-разъяснительной работы в сфере труда и занятости.

Для реализации указанных задач и функций утверждена Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности органов по труду и обеспечению занятости населения.

Хочу обратить внимание еще на несколько новшеств – с 1 июня 2018 года у нас в стране негосударственные организации получают право в установленном порядке оказывать на платной основе услуги в сфере трудоустройства граждан на территории Республики Узбекистан, а в случае осуществления деятельности по трудоустройству их за рубежом – на основании выдаваемой в установленном порядке лицензии.

В Министерстве занятости и трудовых отношений будут внедряться прогрессивные формы организации работы, предусматривающие полномасштабный реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, прием на работу на основе конкурса, оказание государственных услуг по принципу «одно окно», расширение точек доступа к услугам органов по труду, оценку качества и эффективности труда работников с применением современных стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (KPI).

При Министерстве занятости и трудовых отношений сформируется Фонд общественных работ для финансирования участия временно незанятого населения в работах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, проведения благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ.

Особое внимание в деятельности министерства будет уделено вопросам трудоустройства населения в трудоизбыточных районах республики. В частности, при формировании и утверждении адресных территориальных и отраслевых программ комплексного развития в приоритетном порядке будет обеспечиваться реализация инвестиционных проектов и создание новых производственных мощностей в трудоизбыточных районах республики.

А для профпереобучения незанятого населения в трудоизбыточных районах республики определен перечень опорных профессиональных колледжей, в которых безработным будет даваться новая профессия для последующего трудоустройства.

Для обеспечения самозанятости населения планируется кардинально расширить точки доступа и объем выдаваемых микрокредитов коммерческими банками, прежде всего в сферу индивидуального и семейного предпринимательства, надомного труда, а в сельской местности – также на основе личных подсобных хозяйств.

Наряду с этим предусмотрено внедрение системы «Электронная трудовая книжка» по учету места работы и периодов уплаты взносов работниками по государственному социальному страхованию, предусмотрев прекращение с 1 января 2019 года выдачу впервые трудоустраиваемым работникам трудовых книжек в бумажном виде и поэтапную замену записей в трудовых книжках всех работников учетными записями о месте работы и периодах уплаты взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, на основе индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и номера индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС) граждан;

Считаю принципиально важным то, что для обеспечения открытости и прозрачности результатов деятельности органов по труду вводится порядок еженедельного опубликования сведений о состоянии рынка труда и занятости населения, включая данные о численности обратившихся в органы по труду граждан и их трудоустройстве, новых вакансиях, а также созданных рабочих местах.

Большое влияние на рынок труда будет иметь, на наш взгляд, предоставление разрешения микрофирмам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам заключать с согласия работников трудовые договоры на определенный срок (срочные трудовые договоры), в том числе на временные разовые работы. Это позволит значительно повысить гибкость трудового законодательства в соответствии с реалиями жизни, закрыть законодательные пробелы, способствующие неформальному трудоустройству по так называемым «серым» или «черным» схемам оплаты труда без социальных и трудовых гарантий для работников, особенно в сфере сезонных сельскохозяйственных и строительных работ.

Но, конечно, такие трудовые договора нельзя заключать с выпускниками высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, поступающих на работу впервые в течение трех лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения. Это исключение сделано, чтобы обеспечить устойчивое трудоустройство выпускников на постоянных рабочих местах, гарантировать защиту их трудовых прав, всемерно расширять применение льгот по их трудоустройству, предусмотренных законодательством.

Мансур Ибрагимов: – С этого года выпускникам академических лицеев будут присваиваться специальности – очень правильное решение, ведь многие из выпускников этих учреждений не поступали в вузы и расставшись со своей мечтой о студенчестве вынуждены чем-то заниматься. Насколько мне известно, раньше все внимание было обращено на выпускников колледжей, а теперь придется заниматься и выпускниками академических лицеев. Что будет сделано в этом направлении?

Азиз Абдухакимов: – Как известно, образовательный процесс в академических лицеях ориентирован на подготовку учащихся к поступлению в высшие образовательные учреждения. В этом направлении продолжает осуществляться системная целенаправленная работа. 14 марта текущего года было принято постановление Президента Республики «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования», направленное на кардинальное повышение качества и эффективности учебного процесса в академических лицеях, концентрацию в академических лицеях наиболее одаренных выпускников общеобразовательных школ, дальнейшее расширение условий для удовлетворения потребностей выпускников общеобразовательных школ в приобретении выбранных профессий и специальностей.

Однако, как вы правильно заметили в своем вопросе, не все выпускники академических лицеев поступают в высшие образовательные учреждения, даже с учетом того, что в этом году значительно увеличены квоты приема в вузы. И это вполне естественно, иначе какой был бы смысл в тестовом отборе на поступление в вузы. Но что же делать таким выпускникам? Некоторые попытаются поступить на следующий год, другие захотят пойти поработать. Раньше проблема было в том, что выпускникам академических лицеев не присваивались специальности, что препятствовало их трудоустройству.

Теперь же в соответствии с вышеназванным постановлением учащиеся академических лицеев будут обучаться востребованным на рынке труда специальностям, по которым могут устроиться на работу в случае, если не поступят в вузы. Это такие пользующиеся спросом работодателей специальности, как оператор базы данных, специалист по обработке, оцифровке и хранению электронных документов, техник-программист, техник-системный администратор, лаборант (по направлениям), техник-химик, архивариус, делопроизводитель, турагент и другие. При этом перечень отдельных специальностей, присваиваемых выпускникам академических лицеев, может корректироваться Центром среднего специального, профессионального образования, по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений. В самих академических лицеях будут предприняты меры, необходимые для качественной профессиональной подготовки по названным специальностям. Кроме того, Центром среднего специального, профессионального образования и Министерством занятости и трудовых отношений будут предприняты меры по поддержке не поступивших в вузы выпускников академических лицеев в трудоустройстве.

Ташмат Ирназаров: – Слышал, что во всех регионах Узбекистана будут открыты учебные центры, которые займутся переподготовкой и повышением квалификации незанятого населения для последующего трудоустройства. Но у меня есть вопрос: насколько гарантированным будет последующее трудоустройство этих кадров?

Азиз Абдухакимов: – Действительно, сейчас реализуется комплекс мероприятий по созданию таких центров во всех регионах. Хочется отметить, что у нас уже есть опыт создания и успешной работы таких центров в Ташкенте и Самарканде. Они были открыты в сотрудничестве с корейским агентством по международному сотрудничеству KOICA.

Безусловно, важное значение имеет то, что выпускники этих центров с окончанием обучения трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью согласно предварительно заключенным договорам между Центром содействия занятости, предприятием, Центром профессионального обучения и безработным.

Хочу подчеркнуть, что наряду с региональными Центрами профессионального обучения, которые будут работать в системе Министерства занятости и трудовых отношений, профессиональными колледжами, появятся негосударственные образовательные учреждения по переподготовке профессиональных кадров, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе с предварительным составлением реестра функционирующих частных образовательных учреждений и проведением инвентаризации их возможностей по переподготовке профессиональных кадров. На сегодняшний день разработан проект правительственного решения по созданию этих центров. Они будут способствовать повышению эффективности работ по целенаправленной подготовке специалистов и последующего их трудоустройства.

Еще один такой центр в этом году будет введен в Шахрисабзе в сотрудничестве с агентством KOICA, в 2018 и 2019 гг. – в Ферганской долине и Хорезмской области. А в целом согласно утвержденной специальной программе мер Центры профессионального обучения безработных граждан будут поэтапно созданы во всех регионах республики с доведением их суммарной мощности до 20–25 тыс. переобучаемых безработных в год.

Абдулла Хакимов: – Каков механизм трудоустройства сокращенных сотрудников? Должен ли работодатель, который расторгает трудовой договор, содействовать в трудоустройстве высвобождаемых сотрудников? И что делать, если на практике со стороны работодателя даже не был выдержан двухмесячный срок с момента предупреждения до момента увольнения?

Азиз Абдухакимов: – При прекращении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации, работодатель не менее чем за 2 месяца обязан письменно (под роспись) предупредить работника о своем намерении прекратить трудовой договор в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекшими изменение численности (штата) работников или изменение характера работ. Следует иметь ввиду, что работодатель имеет право расторгнуть с работником трудовой договор до истечения двухмесячного срока, но только с письменного согласия работника, заменив предупреждение денежной компенсацией.

Согласно Разъяснению по порядку выплаты материальной помощи при прекращении трудового договора по отдельным причинам и замене срока предупреждения на денежную компенсацию, работодатель должен предупредить работника о своем намерении прекратить трудовой договор. Срок предупреждения может быть заменен денежной компенсацией, соответствующей продолжительности срока предупреждения.

При замене срока предупреждения на денежную компенсацию за работником сохраняются дополнительные гарантии на получение материальной помощи. В случае, если работник не трудоустроится в течение второго и третьего месяцев после прекращения трудового договора, сохраняется выплата средней заработной платы за эти месяцы по прежнему месту работы в установленный срок.

Нужно иметь ввиду, что при проведении мероприятий по сокращению численности (штата) работников организации работодатель обязан предложить работнику другую соответствующую его специальности и квалификации работу, а при ее отсутствии – иную работу, имеющуюся на предприятии.

В случае нарушения вышеуказанных требований закона работник вправе обратиться за защитой своего права в Государственную правовую инспекцию труда (для получения дополнительных справок можете обратиться в наш колл-центр (+371 2000-600) или через сайт mehnat.uz, либо в прокуратуру или в суд.

Лазиз Туйчиев: – Слышал, что в начале лета по стране пройдет неделя старт-апов для выпускников колледжей и вузов. Расскажите об этом подробнее. Не будет ли это мероприятие еще одним из серии для «галочки». Реально ли авторы пробивных идей получат поддержку со стороны государства? Где мы сможем узнать о практических результатах этих стартапов?

Азиз Абдухакимов: – Как я уже говорил выше, эти стартапы прежде всего будут направлены на поддержку молодежи, проживающей в городах и районах со сложной ситуацией на рынке труда. Они пройдут в 300 опорных колледжах и более 60 высших учебных заведениях.

По результатам отборочных туров стартап-проектов авторам лучших из них со стороны соответствующих министерств и ведомств будут вручены сертификаты и памятные подарки.

По итогам недели стартап-проектов Министерством занятости и трудовых отношений совместно с Центральным банком, Торгово-промышленной палатой будет разработана адресная программа поддержки бизнес-идей выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений. Планируем внести ее на утверждение в Кабинет Министров уже в июне текущего года.

Кстати, этап недели стартапов стартовал 30 мая в Мирзо-Улугбекском районе столицы, на сегодняшний день проведены в Чиланзарском районе, Республике Каракалпакстан, Джизакской, Хорезмской и Кашкадарьинкой областях.

На специальном портале biznes.mehnat.uz министерства организована отдельная часть, посвященная непосредственно неделям стартап-проектов. Через этот портал создана возможность подачи выпускниками заявок по свом бизнес-проектам, а также формирования адресной программы в электронном формате. На сегодняшний день поступило свыше 2,3 тыс. заявок и бизнес-проектов выпускников на сумму 109,3 млрд сумов, которые размещаются на сайте Министертства занятости и трудовых отношений.

Например, выпускник Ташкентского профессионального колледжа радиотехники и автоматики Фазлиддин Абдуманнопов разработал проект производства протезов для лиц с ограниченными возможностями на основе технологии 3d принтера, выпускник Каршинского профессионального колледжа компьютерных технологий Азамат Бобожонов представил проект по организации производства строительных материалов, выпускник Кошкупырского сельскохозяйственного колледжа Огабек Сапаев разработал проект по химической защите растений. Есть еще много примеров интересных проектов, внедрение которых могло бы принести пользу не только для расширения занятости населения, но и для увеличения производства востребованных товаров и оказания качественных услуг.

Qadam Xusainov: – Уважаемый министр, ответьте на один вопрос: вы хотите изменить работу систему, как я понимаю, но для этого сначала надо менять кадры, которые подвержены коррупции. Что вы думаете об этом?

Азиз Абдухакимов: – Бесспорно и несомненно, коррупция – это зло, мешающее стабильному и динамичному развитию любого общества и любой страны, с ним нужно решительно бороться.

Но вы знаете, огульные, неподтвержденные и неконкретные обвинения в коррупции могут только подрывать веру общества в способность органов государственной власти проводить широкомасштабные реформы, снижать доверие к эффективности осуществляемых преобразований в стране.

Между тем, в стране принимаются действенные меры по борьбе с коррупцией. Приняты Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 3 января 2017 года, постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 2 февраля 2017 года, утверждена и реализуется Государственная программа по противодействию коррупции на 2017–2018 гг.

В них закреплены основные принципы и направления государственной политики по противодействию коррупции, место, роль и участие в ней системы уполномоченных органов, участие органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан.

Всеми органами государственной власти ведется системная работа с жалобами граждан, в том числе по фактам коррупции. Нельзя не замечать эти изменения, которые происходят в реальной жизни на наших глазах.

Мы со своей стороны стараемся обеспечить укомплектование новой структуры министерства профессиональными, хорошо мотивированными и ориентированными на достижение положительных результатов кадрами, действительно болеющими душой за проблемы занятости населения, имеющими нулевую толерантность и абсолютную нетерпимость к любым фактам коорупции и злоупотребления служебным положением.

Леонид Хван: – Сейчас обсуждается проект акта «О мерах по дальнейшему совершенствованию учета трудового стажа физических лиц на основе сведений об уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан» (разработчик – Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан).

Проект не учитывает одну категорию лиц, о которой я писал в письме в Минфин Республики Узбекистан в связи с действием постановления правительства от 22.02.2016 г. за № 46. Это та категория граждан, осуществляющая работы на дистанционных началах (на удалении). При этом такой работник является и гражданином Республики Узбекистан, и ее налоговым резидентом (постоянно проживающий в Республике Узбекистан как минимум более 183 дней в году). Работник получает доход от работодателя банковским переводом. Работодатель не является налоговым агентом. Дистанционность исполнения трудовых функций позволяет исполнять свои обязанности, не пересекая Государственную границу Республики Узбекистан. При этом работодатель вносит соответствующую запись в трудовую книжку такого работника (о приеме на работу и данных контракта и т.п.). Т.е. формально заносятся все записи, как если это был бы узбекистанский работодатель. Но это в условиях существования «жесткой версии» трудовой книжки (бумажной). А в условиях применения электронной версии внесение записи уже под вопросом.

По статистике таких лиц в год набирается около 300 человек (не все они кандидаты в пенсионеры). Однако, важна не статистика, а именно системность и полный охват всех категорий граждан, создание мотивации уплаты соцвзносов в наш бюджет и создание у таких лиц уверенности в будущем. Сейчас, увы, эти граждане, получая такие доходы, лишь обязаны уплачивать налог на доходы, страховые взносы – на условиях добровольности. Я предлагаю вам написать более подробное обоснование для учета таких граждан в этом проекте. Писал ранее в Минфин Республики Узбекистан, но до выхода вашего проекта на сайте regulation.gov.uz. Хотелось бы услышать ваше мнение о возможности поддержки такой формы работы. Ведь она перспективна и будет развиваться, например, в отношении программистов и многих других (см. проект указа по стимулированию софт-продукции.). Минфин, получив мое письмо, обещал отразить наше предложение, но я увидел, что разработчиком теперь стало ваше министерство, а не они.

Забыл отметить, что такая форма занятости исключает для наших граждан административные барьеры: Министерство Казахстана ответило в письме, например, что при заключении таких контрактов они не требуют от работодателя запросов на разрешение и т.п. документацию, которые обычно требуют при найме работника на территории работодателя.

Азиз Абдухакимов: – Автор письма правильно отмечает, что дистанционная форма организации трудовой деятельности работников получает все более широкое распространение в Узбекистане и требует должного нормативно-правового обеспечения, в том числе в вопросах, касающихся заключения трудовых договоров и учета трудового стажа за периоды такой работы.

В этой связи Программой мер по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы предусмотрены конкретные мероприятия по разработке законопроекта, предусматривающего расширение оснований заключения срочных трудовых договоров, внедрение новых форм трудоустройства.

Министерством занятости и трудовых отношений уже разработаны и внесены на рассмотрение соответствующих министерств и ведомств дополнения в Трудовой кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие особенности дистанционной работы, в том числе, определяющие порядок трудоустройства (приема на работу), условия осуществления этой деятельности и механизмы учета трудового стажа, а также механизмы ведения «электронной трудовой книжки». После соответствующей проработки законопроект будет размещен на портале regulation.gov.uz. для широкого обсуждения.

Что касается проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему совершенствованию учета трудового стажа физических лиц на основе сведений об уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, на который ссылается автор вопроса, то этот проект содержит базовые принципы учета трудового стажа на основе индивидуального учета начисленных страховых взносов, которые вполне применимы и в отношении дистанционной формы работы.

Учитывая, что проектом постановления предусматривается внедрение с 2019 года государственной интерактивной услуги по предоставлению гражданам сведений о трудовой деятельности через Единый портал интерактивных государственных услуг, указанная в вопросе категория работников будет охвачена новой системой учета трудового стажа при условии, что соответствующие сведения будут представляться работодателями в налоговые органы в составе налоговой отчетности по единому социальному платежу и страховым взносам во внебюджетный Пенсионный фонд.

Несколько по иному обстоит вопрос в отношении механизмов регулирования дистанционной работы и ведения трудовых книжек наших граждан, работающих по договору с иностранными работодателями, находящимися за пределами Республики Узбекистан и не являющимися налоговыми агентами Республики Узбекистан.

Во-первых, поскольку записи в трудовую книжку работника, неважно, в «бумажную» или «электронную», заносятся работодателем, вероятно, будет необходимо принятие соответствующих решений о признании (нострификации) иностранных документов или записей, произведенных иностранными работодателями в правоустанавливающих документах государственного образца Республики Узбекистан.

Во-вторых, во многих странах трудовые книжки работников не ведутся, а периоды работы и должностные позиции отражаются в резюме работника, сведения из которого можно проверить путем запроса к соответствующему работодателю или обращения в открытые базы данных.

В-третьих, в каждой стране существуют свои правила и стандарты приема на работу, в том числе определен перечень необходимых документов.

В-четвертых, согласно статье 12 Трудового кодекса трудовое законодательство Республики Узбекистан применяется на иностранных предприятиях, полностью или частично принадлежащих иностранным юридическим или физическим лицам, расположенным на территории Республики Узбекистан, и не может применяться в отношении иностранных работодателей, осуществляющих свою деятельность вне территории Узбекистана.

Обещаю, что мы внимательно изучим и рассмотрим ваше предложение. С учетом вышеизложенных особенностей, министерством будет отдельно прорабатываться вопрос об особенностях дистанционной работы по договорам между гражданами Республики Узбекистан и иностранными работодателями, расположенными за пределами Республики Узбекистан.  
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.

Другие материалы рубрики