ru en oz
1 USD = 3820.46  
1 EUR = 4245.83  
1 RUB = 66.84  
ru en уз
Термез готовится к проведению XIII Международного турнира памяти аль-Хакима ат-Термизи на приз Президента Республики Узбекистан. // Разрабатывается программа по дальнейшему стимулированию производства и внедрения биогазовых установок в республике на период 2017–2019 годов. // Врачи вплотную взялись за улучшение медицинского обслуживания больных с первичными иммунодефицитными заболеваниями.
Главная / Культура / Трагическое и комическое в Zero Line

Трагическое и комическое в Zero Line

Вот и подошла к концу еще одна замечательная выставка «Один шаг. Трагическое и комическое в искусстве Узбекистана», подаренная галереей Zero Line.

«Один шаг» определяет отношение организаторов к обозначенной теме, так как в зале галереи произведения живописи с комической и трагической подоплекой расположены друг напротив друга, как бы противопоставляя свои тематические образы, но в то же время – находясь рядом, ведь стоит сделать лишь шаг…

Здесь были представлены картины, затрагивающие общественные конфликты, проблемы экологии, а также юмористические зарисовки и исторические трагедии. Помимо картин, были продемонстрированы произведения печатной графики, реди-мейд, инсталляции, которые сопровождались тематическими видео- и аудиоматериалами. Часть работ для выставки предоставили из своих частных собраний картин В. Ахунов, А. Назаров, В. Тимофеев, Д. Фролова.

– Тема выставки – довольно актуальная и своевременная, так как в современной жизни все чаще протекают необъяснимые процессы, все более напоминающие трагическую комедию, – сказала основатель галереи Белла Сабирова. – У нас прекрасный куратор выставки – В. Ахунов, который задумал на нескольких ярких примерах продемонстрировать, как художники разных поколений, работающие в различных видах искусства, техники, жанрах, отразили в своем творчестве трагическое и комическое, и объединил произведения противоположных полюсов в едином выставочном пространстве, где они сосуществуют, вступая в диалог, взаимно дополняя друг друга. Ну, а задача галереи – воплощать идеи в реальность.

Привлекли внимание посетителей картины из серии «Смерть Арала», расположенные на одной из стен выставочного зала, посвященные глобальной трагедии не только для Узбекистана, но и всего мира, – высыханию Аральского моря. Автор полотен, выполненных в технике акварели, – Раис Абдулгалимов. Художник метафорически передает образы смерти, создавая напряженную, тревожную атмосферу, населяя полотна существами, окутанными мифами и суевериями (волки, вороны, совы), которые обитают среди волн из песка и соли. На противоположной стороне представлены картины Рустама Базарова – «Гап», «Праздник», «В парке», несущие в себе идею того, что трагедия – не всесильна, она не может выхватить человека из круговорота жизни, и поток повседневных событий, воскресных прогулок, посиделок с друзьями, семейных праздников, сиюминутных радостей и счастливого смеха не останавливается.

Центральным «трагическим» объектом внимания в одном из залов стала работа Льва Резникова «Джамиля», написанная художником в 1988 году. Выбранный сюжет тесно связан с одной из важных страниц национальной истории – «худжумом» (араб. «наступление») – движением за раскрепощение женщин Средней Азии, на пути которого за несколько лет около 2,5 тыс. женщин были убиты за ведение активной общественной деятельности, снятие паранджи.

Картина Льва Резникова исполнена в манере соцреализма, пропитана пафосом трагедии и морализаторства: местное население представляется отсталыми, дикими варварами, тогда как красноармеец – сочувствующим судьбе девушки.

Хотелось бы отметить карикатуры, являющиеся ярким примером того, как трагическое и комическое сливаются воедино, в одном произведении, как ужасное явление изображается нелепым и смешным, как ниспровергаются авторитеты, как смехом рушатся стены из страха.

Также привлек внимание проект Тимура Мирзахмедова «Гламуризация», в котором представлены сельскохозяйственные инструменты, покрытые стразами, где проглядываются ирония и насмешка автора над социальной проблемой – повседневной гонкой за гламуром.

Инсталляция Сергея Тычина «Вода для всех?», выставленная в одном из залов, на первый взгляд может показаться шутливой постановкой: зритель видит лишь бараньи ножки, окружившие емкость с воображаемой водой, в которой стоят ноги быка... Остальную картину дорисовывает наше воображение: стадо ждет, пока бык напьется… Эта работа, помимо иронии поднимает актуальную тему нехватки воды, запасы которой заметно истощаются, что побуждает нас, зрителей, задуматься о ее экономии и рациональном использовании.

На предложение нашего корреспондента выделить особо ценную работу, представленную в этой экспозиции, Белла Сабирова сказала:

– Для меня все работы являются неоспоримым искусством, которые несут в себе определенные идеи, но есть картина, которая обладает особой смысловой нагрузкой, – это работа Льва Резникова «Джамиля», которая заставляет задуматься о том, как протекали исторические процессы, прежде чем женщины Средней Азии смогли свободно голосовать, работать и просто жить в своей стране.

Еще отмечу работы современного искусства – карикатуры, представленные в нашей экспозиции, которые являются неким ответом на процессы, происходящие в мире. Узбекистан – светское государство, и единственной правильной реакцией в любом современном цивилизованном обществе на юмор, каким бы «черным» и острым он ни был, может быть лишь юмор в ответ. И карикатуры Эшонкулова о Charlie Hebdo как нельзя лучше это демонстрируют.


  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.