ru en ўз
1 USD = 8077.48  
1 EUR = 9646.13  
1 RUB = 140.22  
ru en ўз
Главная / Культура / На грани фантастики: в Ташкенте хотят возродить 12...

На грани фантастики: в Ташкенте хотят возродить 12 ворот города

Члены Академии художеств Узбекистана предлагают реализовать крупный культурно-исторический проект по возрождению 12 ворот Ташкента. Задумка, а в случае ее реализации и новый архитектурный комплекс, позволят рассматривать Узбекистан как краеугольный камень новой культурной эры.

Подробнее с проектом знакомят авторы проекта Юрий и Любовь Тиора:

– Есть на планете заповедная земля, дарованная благословенной милостью природы нести неповторимый смысл человеческим поступкам и деяниям. Между двух рек, как между двух, протянутых небесным благоволением, рук лежит она в колыбели мира и спокойствия.
Нас влечет к ней сокровенный свет Востока, таинственные просторы Азии, заветный Узбекистан и загадочный Ташкент - волшебный Камень Мира с двенадцатью путями-дорогами к нему и от него…

В былинах и сказаниях любой путеводный камень в древности всегда ставили на развилке, как минимум, трех дорог. Наша же столица в реальности опирается на предопределенную матрицу 12 ворот и 12 дорог, ведущих во все цивилизации.

В свое время Ислам Каримов подчеркнул, что «Ташкент во все времена был гостеприимным, толерантным городом. Есть множество исторических свидетельств того, как через двенадцать городских ворот сюда прибывали торговые караваны со всех сторон света и отсюда же они отправлялись по всему миру. Таким образом, на этой земле происходило взаимопроникновение и взаимообогащение различных цивилизаций и культур».
Именно по этому благому предначертанию наша страна во все времена своего существования исполняла особую миссию – была центром контакта многих культур и их взаимного сближения, содействуя культурному прогрессу и всемерно распространяя идеи о всеобщем единстве мира.
Но проявлялись ли раньше, кроме ворот, какие-нибудь особые системные параметры для подтверждения такой миссии? Есть ли теперь такие же веские основания для продолжения эпохальной роли Узбекистана в деле настоящего сближения культур, каковое имело место в прошлом? Можем ли мы продолжить дела наших предков на новой ступени развития цивилизации в деле всеобщего взаимодействия культур? Возможно ли увидеть некую системную структуру, согласовав параметры рационального Запада и одухотворенного Востока?

Обращаясь ко всемирному наследию, приходит несомненное чувство, что во всех культурах есть некий системный числовой код, который способствует пониманию единства человечества и который может установить конструктивный диалог цивилизаций и новую веху в культурных взаимоотношениях.
Многочисленные исследования в данном направлении приводят нас к необычайной матрице структурных позиций, которая существовала и действует поныне в истории Узбекистана!

С центральной части столицы проявляется структурирование мира по особому важному числовому ключу – по числу 12. Один из ведущих системщиков мира, Амир Темур, чей памятник стоит в центре Ташкента, в своем «Уложении» писал: «Я возвел в правило двенадцать заповедей, кои я сделал своим лозунгом и посему достиг восшествия на трон. При помощи этих двенадцати заповедей я управлял государством и украсил трон моего царства величественным сиянием. Я управлял странами при помощи людей из двенадцати сословий и племен, укреплял устои моего государства при их помощи и украсил ими свои собрания».

Системные параметры проявляются и далее: наша столица в древности имела двенадцать ворот, направленных во все концы света. Сам город состоит из двенадцати районов (включая центр). Наша страна содержит двенадцать областей. Узбекистан входит число стран СНГ, которых двенадцать. Мир заключает в себе двенадцать культурных историко-этнографических областей – групп цивилизаций. Наконец, Флаг нашей Республики содержит двенадцать звезд, представляющих всю полноту гармонии Космоса.

Удивительное это число – двенадцать. Выражающее гармоничное созвучие целостной системы, оно рассыпано практически во всех существующих и минувших цивилизациях.

Солнце перемещается по своему двенадцатеричному кольцу, приводя в движение космические энергии. Человек следует по жизни, поддерживаемый энергией, движущейся по его двенадцати энергетическим каналам. Ибн Сино врачевал людей, исследуя 12 систем организма, Мирзо Улугбек выделял 12 ориентировочных звезд для своих расчетов, Аль Фароби утвердил 12 качеств совершенного человека, Пифагор гармонизировал пространство космоса через 12 звуков музыкальной гаммы, а Гете, Ньютон и Иттен вывели двенадцатеричный цветовой круг для художественной палитры.
Площадь Триумфальной арки в Париже, 12 секторов метрополитена Москвы, флаг Евросоюза, большая печать США, функциональные клавиши компьютера также содержат в своей основе это число. И еще многие и многие культурологические параметры мира.

Придавая первостепенное значение национальным, общечеловеческим ценностям и культурно-историческому разнообразию мы можем двигаться к становлению планетарного сознания и глобального мышления как к решающему фактору будущего мирового развития. В данном контексте показательны следующие слова Президента Шавката Мирзиёева: «Нам надо мобилизовать все свои силы и возможности для воспитания нашей молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей», а также мысли первого главы нашего государства: «Наши национальные особенности связаны с общечеловеческими ценностями. В течение многих веков наш народ вносит огромный вклад в совершенствование общемировых, общечеловеческих ценностей».

Исследовав программные документы ООН по диалогу цивилизаций, было выявлено, что общечеловеческих ценностей тоже двенадцать.
В продолжение темы, особый интерес представляют мысли действительного члена Академии наук РУз Мурада Шарифходжаева и доктора юридических наук Фахри Рахимова: «Согласно древнему поверью, каждые двенадцать лет, как единый цикл - мучал - по отношению к людям являются целостной системой жизни, неповторимым критерием умственно-физического и нравственно-духовного роста». Это символически структурировано в 12 звездах нашего Государственного Флага как цикле Мучал.

При согласовании вышеприведенных и нижеизложенных параметров в многогранную культурологическую матрицу, воочию проявляются контуры гармонично слаженной системы, точкой отсчета которой может стать наш Узбекистан как краеугольный камень новой эры по диалогу цивилизаций и сближению культур и Ташкент как важный центр системных преобразований.

О проявлении такой системы в свое время нам напомнил Ислам Каримов: «Мировое сообщество переживает сегодня исключительно сложный и ответственный этап своего развития. Идет динамичный процесс формирования качественно новой системы миропорядка, который в условиях глобализации все больше сталкивается с фундаментальными проблемами и вызовами на национальном, региональном и глобальном уровнях».
Для системного решения подобных фундаментальных проблем на нашей земле был возведен прочный фундамент для нового культурного прорыва – «глобальное взаимообогащение мировых культур» («Узбекистан на пороге 21 века»). По словам Ислама Каримова «национальная мысль призвана в своем развитии обращаться к задачам культурного строительства в глобальном масштабе». Возможно, именно сегодня в момент глобальной кризисной точки, наступает время привести в движение генератор циркуляции культурной энергии человечества в процессе полномасштабного сближения культур – Новой Культуры Мира из Узбекистана.

Вероятно ли осуществить такое культурное строительство в глобальном масштабе сейчас, на современном этапе развития человечества? Теоретически, в прошлом подобные разработки велись величайшими умами как запада, так и востока от Платона и Аристотеля («Государство» и «Политика») через восточных мыслителей Аверроэса, Абу Насра, Авиценну, Чистых Братьев (Идеальный, Добродетельный, Справедливый, Духовный Грады), Кампанеллу (Город Солнца), Бэкона(Новая Атлантида) до современных экотехнополисов ХайТек.

В этом отношении в словах И. Каримова мы находим подтверждение предпосылок осуществления аналогичного строительства: «Мусульманская культура Мовароуннахра вобрала в себя дух этнической терпимости и открытости; не случайно ее идеалом, запечатленным в трудах Фараби и Ибн Сино, был Идеальный город - сообщество людей, объединенных не только на религиозной, а и на культурной и нравственной основах».

Некоторое время назад по предложению правительства о возрождении 12 ворот Ташкента, группа ученых Узбекистана, среди которых академики Э. Ртвеладзе и Г. Пугаченкова, ведущий сотрудник института археологии АН РУз М. Филанович и другие поддержали предложение о новом воплощении такого града на нашей земле, опираясь на культурно-историческое наследие в виде 12 ворот Ташкента, заповедей Амира Темура, космического цикла Мучал и других многочисленных ключевых факторов. К их одобрению был представлен проект Врата Мира («Кольцо Вечности»), который представляет собой архитектурный комплекс сооружений, призванный в реальности осуществлять «культурное строительство в глобальном масштабе», претворяя в жизнь эту системную формулу, изложенную Каримовым.

Вид града - это переложение на земную поверхность 12 главных звезд солнечной эклиптики (видимого пути движения Солнца) и Полярной звезды, символически выражая, таким образом, Единство мира. На месте каждой звезды на Земле предполагается возвести Дворец одного из 12 культурно-исторических регионов мира. На месте Полярной звезды может быть универсальный Дворец Единства Мира. В этом подходе реально будет представлено Единство Вселенной, всех планетных культур и самого человечества в насущной многополярности мира. Комплекс предполагает широкомасштабное освещение всех мероприятий, призванных осуществлять «культурное строительство в глобальном масштабе». Ученые также поддержали проект образовательной программы по системному согласованию всех действующих ключевых параметров цивилизации.

Наш Президент Шавкат Мирзиёев определил императив нынешнего момента: «Особо актуальной задачей для нас является оградить и защитить наших детей от чуждых нам идей, любых угроз. Если мы не повысим эффективность соответствующей работы в сфере образования и воспитания, культуры и духовности на основе четкой системы, то нам трудно будет построить наш завтрашний день, достичь наших целей».

Для современной молодежи Узбекистана может появиться большое объединяющее дело – создание на нашей земле Идеального Града, новой молодежной стройки, где в полной мере могут проявится все грани творчества подрастающего поколения на основе четкой системы.
Многие образные фигуры могут быть применимы в этом Граде.

Легендарный Платон утверждал, что вся Вселенная подобна гигантскому додекаэдру, телу с двенадцатью гранями. Этой геометрической гипотезе близки физико-математические разработки последнего времени. Известный физик Мичио Каку с группой ученых в своих фундаментальных исследованиях по проблемам измерений Вселенной вывели, что только 11 измерений поддаются математическому анализу, параметры же двенадцатого измерения выходят за все рамки проводимых расчетов.

Академические изыскания, проведенные тридцать лет назад показали, что ядро Земли имеет форму кристалла, который отражает себя на поверхности Земли в виде энергетических точек и силовых линий. Исследователи изобразили в своих работах, что в узлах этого гигантского каркаса, как бы наброшенного сетью на планету, располагаются центры мировой религии и культуры, места с уникальной фауной и флорой, крупнейшие залежи полезных ископаемых. И основой этого каркаса вновь является двенадцатигранное тело. Самое примечательное, что Ташкент находится в одной из сильнейших энергетических точек, связывающую сразу несколько ключевых цивилизаций.

В документальном фильме «Вода» мецената Алишера Усманова, учеными была показана кластерная структура воды также в виде двенадцатигранного додекаэдра, которая, как оперативная память компьютера, способна нести информацию о происходящих событиях внешней среды. Это удивительное свойство воды люди на подсознательном уровне используют практически во всех духовных практиках мира и только недавно этому факту придали вполне аргументированное научное обоснование.

Мы знаем, что плодотворный диалог цивилизаций стал одним из приоритетов внешней политики нашего государства. В этой связи, в публикации группы видных деятелей по диалогу между цивилизациями под эгидой ООН представлен программный документ – «Единство и многообразии», где изложено, что «наше единство заложено в наших генах, а наше многообразие — неизбежная данность. Процесс глобализации без диалога может привести к усилению гегемонии. Многообразие же без диалога может усилить стремление к замкнутости. Способны ли мы перейти от парадигмы замкнутости, которая основана на восприятии многообразия как угрозы, к парадигме единения, основанной на восприятии многообразия как средства, способного обеспечить лучшую жизнь и рост?». По словам первого главы государства, «Узбекистан может также выступать символом духовной связи многих цивилизаций».

Сейчас, в ходе глобальных перемен на планете, на пути оформления гуманного единства человечества, прогрессивное мировое сообщество движется по пути диалога цивилизаций к планетарному объединению.

В Астанинской декларации ШОС, подписанной нашим Президентом Шавкатом Мирзиёевым закреплено: «В условиях глубинных трансформаций в мировой политике и экономике государства-члены отмечают важность формирования более справедливой, отвечающей интересам всех и каждого государства полицентричной модели мироустройства, которая будет опираться на нормы международного права и принципы взаимного уважения и учета интересов друг друга, взаимовыгодного сотрудничества, отказа от конфронтации и конфликтов, равной и неделимой безопасности и будет способствовать созданию человеческого сообщества единой судьбы.

«Время собирать камни», - молвит одна широко известная фраза. И это сказано в отношение не только элементарного понятия «камня». В основе материнской платы компьютера лежит центральный процессор, микросхемный Камень, координирующий работу всей поступающей и исходящей информации. Его миссия – согласовывать сопряжение между базовыми структурами системного блока и реализовывать узловую системную функцию – гармоничное и единое взаимодействие всех операционных программ.

В контексте сказанного, можно утверждать, что Ташкент как Камень Мира и, в целом, Узбекистан как краеугольный Камень диалога цивилизаций, эти «системные процессоры» новой культуры мира, могут быть установлены в основе нравственно-моральной «материнской платы» человечества и важнейшей миссии по взаимодействию ключевых программ культурного строительства в глобальном масштабе, создав новый образ Идеального Града, неповторимую действующую структуру, которая будет опираться на историческое наследие и современные реалии.


  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.