ru en ўз
1 USD = 8069.29  
1 EUR = 9403.14  
1 RUB = 136.26  
ru en ўз
Главная / Культура / Музей искусств представляет: жизнь и творчество ле...

Музей искусств представляет: жизнь и творчество легендарного художника Александра Волкова

В Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка «Жизнь и творчество Александра Николаевича Волкова».

А. Волков, творчески переработав свои увлечения различными направлениями в искусстве того времени, создал свой собственный усложнённый художественный язык, который он использовал для изображения горячо любимого родного края. Его жанровые композиции, представленные на выставке, отличаются максимальной заполненностью человеческими фигурами и глубиной живописной техники, оригинальным колористическим решением. В них он отразил экзотику местного быта: своеобразие старых городов с их тесными улочками, караваны верблюдов, шумные базары, чайханы, сцены национальных плясок, образы музыкантов и реже сцены труда, написанные по программе соцреализма.

Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок. На выставке представлено несколько таких работ, как, например, «Девушки с хлопком, 1932». Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.

На выставке представлено несколько произведений из серии 1917–1922 годов: «Караваны», «Восточные примитивы», «Плач на кладбище», «На сандале», «Телега», «Танец», «Гранатовая чайхана» (1924) – апогей его творческих поисков того времени.

Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником.
В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин, отразившую гармонию преломления лучших традиций русской и восточной живописи. Здесь патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно.

Не раз ошельмованный за «формализм» и в 1946-м отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929-го), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему уникальный, «неофициально»-экспрессионистский образ войны, картину «Пиета» (1944, собственность семьи художника, Москва). Он был сильным и во многом талантливым человеком – всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы, а потому и сохранил свою личную и профессиональную свободу, он был истинным провозвестником и творцом Независимости.

На выставке представлен живописный автопортрет А. Волкова, по сути, его автобиографии в красках.

Сосредоточенное лицо пожилого мужчины. Под глазами отечные мешки. Глубокие морщины залегли по обеим сторонам упрямо сжатого рта. Напряглись мускулы жилистой шеи. Несколько вперёд подалась крепкая фигура в простой рабочей куртке. Человек показан в момент напряжённого творческого раздумья. В руках он держит кисти. Это художник, который живёт только своим искусством и идёт в будущее непроторенным путём.

На открытии выставки 7 сентября 2017 г. наряду с художниками, журналистами было много представителей студенческой молодёжи и учащихся школ и колледжей. Завершая экскурсию, наш гид – Тамара Садридиновна подчёркивает, что своим творчеством и педагогической работой Александр Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Александр Волков умер в Ташкенте 17 декабря 1957 года. Мы помним и высоко ценим его. В процессе современной глобализации произведения художника занимают особое место в воспитании молодёжи в национальном патриотическом духе.


  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.