ru en ўз
1 USD = 4070.38  
1 EUR = 4697.67  
1 RUB = 69.07  
ru en ўз
Главная / Ещё / Аналитика / Легко, комфортно, быстро

Легко, комфортно, быстро

Информационно-коммуникационные технологии делают нашу жизнь комфортнее, интереснее, способствуют сокращению издержек. И поэтому в стране предпринимается масштабный комплекс мероприятий по их ускоренному внедрению. Как они изменили жизнь узбекистанцев за последний год, изучали корреспонденты Uzbekistan Today.

Деловая основа
В первую очередь обратили внимание на последнее обновление рейтинговой оценки внедрения и развития ИКТ в госорганах, выставляемой Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан ежеквартально. По итогам третьего квартала рейтинговым исследованием было охвачено 114 госорганов, в том числе 45 органов государственного управления, 55 органов хозяйственного управления и 14 органов государственной власти на местах. 

Отметим, что сегодня, в соответствии с постановлениями главы государства о внедрении информационно-коммуникационных технологий в реальный сектор экономики, в акционерных компаниях, объединениях, на крупных хозяйствующих предприятиях реализуются проекты по внедрению информационных систем и программной продукции общей стоимостью 336 млрд сумов, из них уже внедрен 81 проект общей стоимостью 62,4 млрд сумов. На 2016–2018 гг. предстоит реализация 89 проектов по внедрению ИКТ в реальный сектор экономики на общую сумму 1,1 трлн сумов.

При составлении рейтинга оценивались такие показатели, как наличие официального веб-сайта и оказание интерактивных государственных услуг, использование информационных систем, информационных ресурсов и электронного документооборота. Особое внимание эксперты уделяют мерам по обеспечению информационной безопасности, наличию планов мероприятий по внедрению и развитию ИКТ. В центре внимания – качество и достоверность сведений, представленных в межведомственную автоматизированную информационную систему NIS.UZ, предназначенную для приема, обработки и хранения данных о состоянии внедрения и развития ИКТ в деятельности госорганов.

Обработав данные, аналитики с удовлетворением отметили, что рейтинговые показатели выросли с 74,24% за III квартал 2015 года до 79,70% в III квартале 2016 года, а средний рост составил 7,35%. По уровню внедрения и развития ИКТ лидирует акционерная компания «Дори-Дармон» (www.doridarmon.uz), набравшая 99,14%. В частности, в результате повышенного внимания со стороны компании к совершенствованию функционирования официального веб-сайта, а также благодаря увеличению количества и повышению качества предоставляемых интерактивных услуг рост по данным показателям в сравнении с аналогичным периодом 2015 года составил 11,25% Второе место в рейтинге заняло Государственное предприятие «Навоийский горно-металлургический комбинат» (www.ngmk.uz). Рост общего показателя предприятия в сравнении с III кварталом 2015 года составил 7,20%. Также, согласно результатам рейтинговой оценки, в пятерке лидеров оказались НКЭИС «Узбекинвест» (www.uzbekinvest.uz), СК «Кафолат» (www.kafolat.uz), а также ГАК «Узавтойул» (www.uzavtoyul.uz). Следом идут Высшая аттестационная комиссия (www.oak.uz) и ГИ «Узгоснефтегазинспекция» (www.uzngi.uz).

Последние места в рейтинге занимают Центр гидрометеорологической службы, СК «Узагросугурта», Республиканский центр пропаганды духовности, Министерство по делам культуры и спорта, ассоциация «Узмонтажспецстрой» и ХК «Узпахтасаноатэкспорт».

Эксперты отмечают, что в целом по стране качество официальных веб-сайтов улучшилось благодаря более активному внедрению государственных интерактивных услуг, инициированных законами и другими нормативными документами. Вместе с тем, результаты проведенного анализа показали, что недостаток квалифицированных специалистов, ответственных за внедрение ИКТ в госорганах, и должного внимания к внедрению ИКТ со стороны руководства являются основными факторами возникновения проблем, препятствующих эффективному внедрению и развитию ИКТ в организациях.

Однако есть уверенность в том, что эти показатели будут существенно улучшены уже по итогам текущего года. По результатам оценки в третьем квартале экспертами была подготовлена подробная аналитическая информация с указанием рекомендаций и предписаний по устранению выявленных недостатков. Для их устранения с участием ответственных работников госорганов проводятся семинары и конференции, дистанционные курсы обучения, посвященные вопросам эффективного внедрения ИКТ и методике заполнения аналитических данных. Созданы возможности для общения с экспертами посредством телефонной связи и в электронном виде по вопросам, связанным сt мониторингом и оценкой эффективности внедрения и развития ИКТ. Также с участием экспертов в сотрудничестве с областными центрами компьютеризации организуются тематические учебные курсы.

Не выходя из дома и офиса
Актуальным и важным направлением на сегодняшний день является внедрение и развитие системы «Электронное правительство» и информационно-коммуникационных технологий. Одним из главных и, можно сказать, сенсационным нововведением стала отмена обязательного наличия электронной подписи под обращениями в государственные органы при помощи Единого портала интерактивных государственных услуг. Это существенно расширило аудиторию, которая может им воспользоваться. На Едином портале интерактивных государственных услуг с начала года реализовано 25 видов услуг, общее количество которых составило 290. В результате государственными органами населению и субъектам предпринимательства предоставлено более 833 тыс. услуг. При этом сообщения о внедрении новых интерактивных услуг по лентам информагентств приходят практически каждый день.

Благодаря порталу обсуждения принимаемых нормативно-правовых документов и разрабатываемых проектов по предпринимательской деятельности (regulation.gov.uz) сегодня узбекистанцы имеют возможность высказать свое мнение по нормативному акту до его принятия.

Также территориальные управления Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Центр развития системы «Электронное правительство» принимают меры по ускорению процесса внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти и управления на местах.

Рынок качественно новых услуг
В первые девять месяцев текущего года в стране отмечается рост услуг, оказанных предприятиями сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 115%, а в денежном выражении эти объемы составили 4,4 трлн сумов.

Продолжается развитие широкополосного доступа в сеть Интернет на основе волоконно-оптических линий связи, создание центра обработки данных для системы «Электронное правительство», а также повышение надежности телекоммуникационных сетей, обеспечение защиты информации и информационной безопасности.

По данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, количество используемых портов, установленных для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет, возросло на 107,4%. Это позволяет оказывать широкополосные мультисервисные услуги, в их числе – IPTV, видеотелефония, высокоскоростной Интернет, передача данных, возможность просмотра каналов HDTV и другие.

Количество доменов в зоне .UZ составило более 29 тыс. (рост 123%). Проанализировано состояние развития национальных информационных ресурсов в доменной зоне .UZ. Количество образовательных информационных ресурсов в библиотеке портала ZiyoNET составило 126 тыс., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 124%. Количество пользователей системы электронной почты uMail.uz – более 367 тыс., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 165%.

На сегодняшний день реализуется комплекс мероприятий по стратегическому развитию национальных ресурсов, в том числе социальных сетей, определению целевых ориентиров. В этом году была запущена социальная сеть davra.uz, позиционируемая как национальная и размещенная в зоне Tas-IX.

Уровень охвата населения цифровым телевещанием доведен до 79,5%. До конца 2016 года запланированы установка 10 передатчиков цифрового телевидения и доведение охвата до 88%.

В регионах республики транслировались 12 телевизионных и четыре радиоканала программ Национальной телерадиокомпании. С 1 декабря 2016 года наряду с телерадиоканалами НТРК в ряде регионов республики началась трансляция независимых телеканалов «Миллий ТВ» и Uzreport TV посредством телевизионных передатчиков цифрового телевидения стандарта DVB-T2, установленных на целом ряде радиотелевизионных станций. При этом работы по расширению распространения телеканалов в остальных регионах республики продолжаются.

Посредством вторых и третьих телевизионных передатчиков цифрового телевидения стандарта DVB-T2, установленных в РТС Ферганской долины (Фергана, Чадак, Чуст, Нурабад), увеличено количество вещаемых телевизионных программ в Ферганской долине, которое дает возможность смотреть дополнительно платный пакет телепрограмм.

Информационно-коммуникационные технологии меняют стиль работы поставщиков традиционных услуг. В частности, АО «Узбекистон почтаси», чтобы выжить в сокращающихся объемах традиционных почтовых отправлений, стало активно прорабатывать проекты по внедрению новых видов услуг, в том числе и в системе электронной коммерции.

Количество – в качество
Большое внимание уделяется вопросам качества предоставляемых услуг – эти вопросы стали одной из главных тем последней коллегии Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций. Руководителям подразделений министерства, операторам и провайдерам связи были даны указания усилить прямой диалог с заявителями через официальные сайты и телефоны «горячей линии» с тем, чтобы усилить контроль за реагированием на обращения пользователей услуг. Было отмечено, что за отчетный период большинство обращений касалось оказания услуг телекоммуникаций, в частности фиксированной и мобильной телефонной связи, а также интернет-услуг.

Руководителям АК «Узбектелеком» и его филиалов, а также всех операторов мобильной связи были даны жесткие указания по принятию необходимых мер для повышения эффективности работы с обращениями юридических и физических лиц. Также было указано на необходимость усовершенствования системы оперативного реагирования на обращения, особенно по обеспечению качества услуг, предоставляемых операторами телекоммуникаций и почтовой связи.

Ведется работа по улучшению работы Call-центров по обслуживанию звонков клиентов в плане улучшения профессионального уровня персонала и корректного обращения с абонентами по их заявкам и жалобам на качество услуг связи.

Кому развивать?
Популяризация информационно-коммуникационных услуг отразилась и на Национальном реестре разработчиков программного обеспечения. Число включенных в него разработчиков достигло 114. Этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 131%. В результате предоставленных льгот в соответствии с решениями руководства страны разработчики программного обеспечения сэкономили более 2 млрд сумов.

Предприятия IT-сферы прочно заняли свою нишу в экономике страны. Это наглядно продемонстрировала недавно завершившаяся Кооперационная ярмарка. Среди более 2200 отечественных предприятий, компаний и организаций, осуществляющих свою деятельность в таких отраслях промышленности, как машиностроение, автомобилестроение, электротехника, стройиндустрия, металлургия, фармацевтика, активное участие принимали и представители высокотехнологичной отрасли – «Узбектелеком»,

СП Telecom Innovation, СП Olive Telecom, ООО ПП Telmax Electronics, СП ООО BROADBAND SOLUTIONS, СП ООО ZTT TELEKOM, СП SMART VISION и другие, которые не только предоставляют информационно-коммуникационные услуги, но и производят необходимое для этого оборудование.

Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с социальными партнерами предпринимаются меры по увеличению числа разработчиков программных продуктов и организаций в сфере IT-технологий, работающих над насыщением информационных сетей контентом. В частности, подведены итоги конкурса среди разработчиков программных продуктов и специалистов, развивающих и внедряющих облачные технологии. 
  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.